Загадочная неолитическая гранитная фигурка с птичьим клювом
Речь идет о необычной фигурке эпохи неолита, прозванной «7000-летней загадкой»: ученые не знают, что она собой представляет, кто ее сделал, где и зачем.
Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня.
Загадок действительно много. Начнем с того, что место происхождения древней статуэтки неизвестно: в музей она попала из частной коллекции, но где ее нашли – никто не знает. Ученые предполагают, что фигурка была изготовлена на севере современной Греции, в исторических областях Фессалия или Македония. Когда? Все говорит о том, что фигурка относится к эпохе позднего неолита, разброс датировок – с 4500 по 3300 год до нашей эры. Но, в отличие от подавляющего большинства скульптурных произведений той эпохи, фигурка с «птичьим» личиком вырезана из камня, причем не из мягкой податливой породы вроде известняка, а из твердого гранита. Как – непонятно: металлических инструментов, подходящих для обработки твердых пород камня, в эпоху неолита не существовало. Необычен и размер фигурки: 36 см в высоту. Мастера неолита, если и создавали каменные статуэтки, то ограничивались небольшими размерами – лишь 5% известных неолитических фигурок из камня превышают высоту 35 см, и все они сделаны из мягких пород.
Например, прославившаяся на весь мир неолитическая «бабушка» из Чатал-Хююк, найденная в прошлом году, сделана из местной разновидности мрамора, весит целый килограмм, но ее «рост» ограничен 17 сантиметрами. К тому же турецкая «бабушка» имеет безусловно узнаваемые формы, чего не скажешь о греческом артефакте.
«Возможно, это человекоподобная фигурка с птичьим лицом, или наоборот – это птицеподобное существо, не связанное с человеческим обликом, но являющееся воплощением верований и символики неолитического общества», — говорит археолог Катя Мантели. Лицо гранитной фигурки действительно очень похоже на птичье – острый нос-клюв, большие впадины глаз, длинная шея... Заметен небольшой, очень «птичий», наклон головы, словно статуэтка задумчиво смотрит на зрителя снизу вверх. Изящный верх переходит в массивный, «слоноподобный» низ. Длинная шея перетекает в округлый животик, но спина у фигурки неестественно плоская, прямая. Похожие на сосиски ноги резко «обрублены» — возможно, для того, чтобы фигурка могла стоять вертикально.
Не менее странным выглядит полное отсутствие намеков на пол загадочного существа. Связано ли это с «техническими» сложностями работы с твердым камнем или таков был изначальный замысел скульптора? С одной стороны, фигурка была отполирована – так поступают только с законченными произведениями. Однако на поверхности статуэтки сохранились неотполированные участки, где виден оригинальный цвет камня – любопытно, что эти участки совпадают с… назовем это интимными зонами человеческого тела. Возможно, мастеру не хватило мастерства или подходящих инструментов, чтобы придать фигурке более определенный – мужской или женский – вид? «Округлый животик может намекать на беременную женщину, вот только у фигурки нет даже намека на грудь. А в эпоху неолита изображение груди явно и однозначно указывало на женскую идентификацию артефакта. Но у этой фигурки отсутствуют и типичные мужские признаки. Удивительно, но она совершенно бесполая», — говорит Мантели.
Все эти странности, по словам Мантели, делают забавную гранитную фигурку одним из редчайших артефактов эпохи неолита.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.