Вячеслав Васильевич Тихонов появился на свет недалеко от Москвы в
городке Павловский Посад 8 февраля 1928 года. Семья жила в двухэтажном
деревянном доме вместе с бабушкой и дедушкой. Отец Василий Романович по
профессии был механиком, но трудился рабочим на ткацкой фабрике. Мать
Валентина Вячеславовна работала в детском саду воспитательницей.
В
1941 году началась Великая Отечественная Война, в это время Вячеславу
едва исполнилось 13 лет. Его родная школа превратилась в военный
госпиталь, а сам он поступил в ремесленное училище на специализацию
«токарь». После обучения парень начал работать на заводе по
специальности, выполняя военные заказы и тем самым внося свою посильную
лепту в Великую Победу.
Юные годы будущего актера были омрачены
залпами взрывов и звуком выстрелов, но это не смогло убить детскую
мечту стать актером. Тихонова с детства восхищали экранные киногерои:
Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Николай Черкасов в роли Александра
Невского и другие. В 1944 году Тихонов был зачислен на подготовительный
курс Автомеханического института, но уже в 1945 году преподаватель
ВГИКа Борис Бибиков принял юношу к себе в ученики.
Фильмы.
Спустя
три года с момента поступления во ВГИК состоялся телевизионный дебют
молодого актера. Его премьерной ролью была роль Володи Осьмухина в
кинофильме режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». После
получения диплома в 1950 году Вячеславу было предложено сыграть в
кинофильме «Мирные дни» режиссера Владимира Брауна. С выходом на экраны
этой картины приглашения на съемки стали поступать значительно чаще.
В
том же году состоялся и театральный дебют Вячеслава Тихонова. Подмостки
Театра-студии киноактера были первыми театральными подмостками, на
которые ступила нога будущей звезды. Театральная карьера актера длилась
семь лет, по истечении которых он был принят на постоянную работу в
Киностудию имени Максима Горького. Именно это повлияло на решение
Тихонова окончательно оставить театр и сконцентрировать все свои силы на
кинематографических работах.
С конца 60-х Вячеслав Тихонов
появляется на экранах в образах настоящих русских интеллигентов. Первым
таким образом можно назвать роль учителя истории в лирическом фильме
«Доживем до понедельника». Главные роли в этой пронзительной картине,
ставшей культовой, исполнили Тихонов и Ирина Печерникова. Фильм дал
отличный старт молодым артистам Ольге Остроумовой, Игорю Старыгину и
Ольге Жизневой.
Ряд «аристократичных» образов Тихонова
продолжил князь Андрей Болконский в картине «Война и мир». Князем актер
стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой,
которая очень тепло относилась к Вячеславу Васильевичу. Но по его словам
эта роль за четыре года съемок буквально опустошила его, потому что
пришлось входить в образ человека, во многом непонятного артисту.
Еще один благородный персонаж Вячеслава Тихонова – писатель, герой пронзительной ленты «Белый Бим, Черное Ухо».
Следующие
годы были по-настоящему «звездными» в карьере актера. За это время с
его участием вышли такие легендарные картины, как «Карусель»,
«Семнадцать мгновений весны» и «Они сражались за Родину». Вячеслав
Тихонов играл огромный диапазон ролей: от князей до разведчиков, от
школьного учителя до офицера КГБ.
В телевизионной комедии
Михаила Швейцера «Карусель», снятой по произведениям Антона Чехова,
режиссером было собрано созвездие советских артистов. Кроме Тихонова тут
снялись Жанна Болотова, Владимир Басов, Евгений Леонов и Леонид
Куравлев.
Еще раз встретиться с блистательной Жанной Болотовой
Вячеславу Тихонову повезло в экранизированном спектакле «Размазня», в
основе которого тоже было произведение А. П. Чехова.
Но
настоящая, оглушительная и громкая слава обрушилась на Тихонова после
выхода 12-серийной ленты Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»,
где Вячеслав Васильевич появился в образе разведчика Исаева-Штирлица.
Премьера ленты состоялась в августе 1973 года. Это был самый
триумфальный год в биографии Тихонова. Гонорар за роль по нынешним
меркам оказался довольно скромным: всего 5500 советских рублей.
Забегая
наперед, скажем, что сам Вячеслав Тихонов не очень радовался своему
успеху в этой ленте, ведь для многих теперь он был «Штирлицем», и никем
иным. А выпуск весной 2009 года цветной версии фильма 81-летний артист
воспринял резко негативно, ведь Лиознова изначально задумала снимать
ленту черно-белой.
Лента принесла славу всем участникам
съемочного процесса: зрители боготворили Леонида Броневого, Олега
Табакова, Евгения Евстигнеева, Екатерину Градову и Василия Ланового.
Но
творческий путь артиста, несмотря на успехи и триумфы, был отнюдь не
усеян розами: яркие внешние данные, которые, казалось бы, в актерской
сфере деятельности должны были стать огромным плюсом, у Тихонова перешли
в разряд минусов. Строгая идеологическая машина СССР считала его
внешность слишком «нерусской», слишком «аристократической». Поэтому
актеру снова и снова приходилось доказывать, что Вячеслав Тихонов –
блестящий профессионал, «характерный» актер и самый что ни на есть
русский по национальности.
В 1978 году в копилке актера
появилась единственная комедийная роль – роль собственника комода в
фильме Марка Генина «По улицам комод водили».
В конце
семидесятых Вячеслав Тихонов становится телевизионным голосом генсека в
документальной трилогии «Малая земля» по воспоминаниям Л.И. Брежнева.
Желание слышать эти мемуары именно в исполнении Тихонова исходило от
самого Леонида Ильича. С 1989 по 2009 год Вячеслав Васильевич был
художественным главой ТПС «Актер кино».
Финал 80-х был отмечен
выходом на экраны драматической 2-серийной ленты «Любовь с
привилегиями», в которой Вячеслав Тихонов и Любовь Полищук блестяще
передали дух эпохи перестройки. Тихонов перевоплотился в
высокопоставленного пенсионера Кожемякина, который на отдыхе в закрытом
санатории познакомился с молодой красивой женщиной, ставшей его
супругой. Драма происходит, когда Ирина (Любовь Полищук) узнает о роли
мужа в страшной судьбе своего репрессированного и впоследствии
расстрелянного отца.
Время перестройки обернулось для Тихонова
непосильной ношей. Крах идеалов, которые определяли течение всей его
жизни, и смена идеологии оказались слишком тяжелой психологической
нагрузкой для актера. В этот период у него нет таких ярких ролей, какие
были раньше. И это не свидетельство того, что его перестали ценить, как
артиста. Скорее, отсутствие значимых ролей в ту эпоху говорит о том, что
Вячеслав Тихонов сам перестал ценить кинематограф как часть идеологии.
По
словам Сергея Соловьева, артист не смог принять новое время, он даже
отказался вести актерскую мастерскую в знаменитом ВГИКе. В эти годы
Вячеслав Тихонов снимался не так уж много и преимущественно во
второстепенных ролях. Он появился в драме Никиты Михалкова «Утомленные
солнцем», в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания», в картине
«Берлинский экспресс». Но прежнего удовлетворения от работы на съемочной
площадке, по словам биографа Наталии Корнеевой, он больше не получал,
перемены в обществе вызывали у артиста сильнейший дискомфорт. Он
отказывался от многих предлагаемых ролей, не желая играть
проворовавшихся шулеров, коррупционеров-депутатов и спившихся генералов.
Только в 1998 году в карьере Тихонова случилась роль, которая
пришлась ему по сердцу. В фильме-гротеске «Сочинение ко Дню победы»,
снятом режиссером Сергеем Урсуляком, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов и
Михаил Ульянов играют ветеранов-фронтовиков, которых не устраивает
действительность современной «новой России», и они улетают, куда глаза
глядят, на самолете. Вячеслав Тихонов этой ролью выразил свое отношение к
текущему положению вещей и общественному строю.
Еще один яркий
образ – роль Тихона в фильме по роману Ф. Достоевского «Бесы».
Последним выходом актера на телевизионные экраны стал фильм Эльдара
Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», в котором Вячеслав Тихонов сыграл
Бога.
Вячеслав Тихонов был яркой личностью, высочайшим
профессионалом и просто замечательным человеком. Он – Народный артист
СССР, Герой социалистического труда, лауреат нескольких премий
государственного значения, награжденный множеством орденов – в обычной
жизни был простым, без звездных замашек человеком. Тихонову посвящен
документальный фильм его близкого друга, кинорежиссера Станислава
Ростоцкого «Профессия – киноактер». На ролях Вячеслава Васильевича
выросло целое поколение, а его киногерои восхищают зрителей и сегодня.
В
последние годы великий актер жил на своей даче на Николиной горе,
избегая шумного общества. Журналисты прозвали его «великим отшельником»
из-за нежелания общаться с прессой и «невыездного» способа жизни. Лучшие
друзья актера давно ушли из жизни, и Вячеслав Тихонов в одиночестве
коротал время у телевизора, пересматривая свои работы в кино и
погружаясь в прошлое.
Личная жизнь.
Вячеслав Тихонов
не любил излишнего внимания к своей личной жизни и всегда старался
держать эту сторону биографии в тени, подальше от посторонних глаз. Тем
не менее, коллеги и биографы поведали журналистам о нескольких женщинах,
сыгравших в жизни Вячеслава Тихонова ключевую роль. Его романы стали
достоянием гласности, ведь звезде невозможно скрыть их от миллионов
поклонников.
По некоторым сведениям, первой любовью великого
артиста была Юлия Российская, с которой Тихонов познакомился в школьные
годы. Поговаривают, что их близкие отношения длились три года, а
дружеские – всю жизнь.
Но женился Вячеслав Тихонов не на Юлии, а
на знаменитой Нонне Мордюковой, с которой познакомился во ВГИКе, а
потом и снялся в «Молодой гвардии». Брак был зарегистрирован еще в
студенческие годы. Нонна Мордюкова была женой артиста тринадцать лет и
родила ему первенца Володю. Владимир Тихонов скончался в возрасте 40
лет: виной этому оказалось пагубное пристрастие к наркотикам и алкоголю.
Расставание с Нонной Мордюковой было целиком в духе Вячеслава
Тихонова – интеллигентным и без лишних скандалов. Пара рассталась, по
одним сведениям, из-за измены Мордюковой, по другим – влюбился сам
Тихонов. Объектом его любви оказалась красавица-актриса из Риги Дзидра
Ритенбергс. Их роман, поговаривают, длился четыре года, но Дзидра
предпочла Вячеславу его коллегу Евгения Урбанского, за которого и вышла
замуж.
Второй женой артиста стала переводчица Тамара Ивановна,
которую он повстречал на озвучивании французского фильма «Мужчина и
женщина», а во время работы над картиной «Доживем до понедельника»
состоялось их бракосочетание. В этих отношениях Вячеслав Тихонов провел
42 года своей жизни. У супружеской пары родилась дочь Аня, которая после
получения диплома ВГИКа стала актрисой и продюсером.
Анна Тихонова подарила отцу двоих внуков – двойняшек Вячеслава и Георгия.
Болезнь и смерть.
Актер,
который каждой своей ролью дарил людям частичку себя и своего сердца,
умер в возрасте 81 года именно из-за неполадок с сердцем. В 2002 году
Тихонов перенес инфаркт миокарда, в 2007 был госпитализирован в больницу
из-за жалоб на сердечные боли.
В конце ноября 2009 года
Вячеслав Васильевич был доставлен в Центральную клиническую больницу,
где ему провели операцию на сердечных сосудах. Операция была сделана
успешно, врачи отмечали тенденцию к улучшению состояния, но у актера
неожиданно отказали почки, затем к искусственной вентиляции пришлось
подключить легкие. 4 декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов
скончался. По мнению лечащего врача артиста, «свою роль сыграли и
одиночество актера, и отсутствие должного ухода».
Похороны
великого артиста состоялись 8 декабря 2009 года. Тихонова отпевали в
храме Христа Спасителя. По некоторым сведениям, Вячеслав Васильевич
завещал похоронить его в одной могиле с сыном Владимиром на Кунцевском
кладбище, но тело предали земле на Новодевичьем кладбище, рядом с Олегом
Янковским.
В самом конце мая 2013 года на могиле артиста установили величественный монумент работы скульптора Алексея Благовестнова.
В 2018 году в честь 90-летия со дня рождения Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде планируется открытие памятника актеру.
После
смерти отца Анна Тихонова нашла в его загородном доме большую коробку с
письмами, дневниками и непроявленными пленками. Находка легла в основу
документального фильма «Разговор по душам», вышедшего на экраны в 2014
году. Продюсером ленты стала дочь артиста.
Интересные факты.
Имя «Вячеслав Тихонов» присвоено научно-исследовательскому судну геофизической разведки.
В
1945 году Вячеслав Тихонов попытался поступить во ВГИК, но получил
отказ, потому что комиссия сочла его внешность «нефотогеничной». По опросу журнала «Советский экран» в 1966 году Вячеслав Тихонов был признан лучшим актером.
На
съемки в ГДР Вячеславу Тихонову пришлось взять 100 белых рубашек, так
как костюмера за границу в целях экономии бюджета не взяли, а стирать
было некому.
Над ролью Штирлица Вячеслав Тихонов работал в
столичном аэропорту «Внуково». Он утверждал, что в ночном зале ожидания
ему лучше думается. По неподтвержденным данным, в одну из таких ночей у
него родилось предложение вставить в картину эпизод встречи Исаева с
женой.
Своей лучшей работой в кино артист называл роль Матвея в картине «Дело было в Пенькове».
Сергей
Бондарчук видел в роли князя Болконского в «Войне и мире» Иннокентия
Смоктуновского. После его отказа роль предложили Олегу Стриженову, но
тот был занят в другом проекте и тоже отказался. Тогда Екатерина Фурцева
предложила Бондарчуку кандидатуру Тихонова.
В юности на руке
Вячеслава Тихонова появилась татуировка в виде слова «Слава», в течение
всей последующей жизни он тщательно скрывал ее на съемках. В одном
из последних интервью с журналисткой Анной Велигжаниной Вячеслав Тихонов
рассказал, что побывал у болгарской провидицы Ванги. По словам артиста,
женщина ему предсказала события последних лет жизни, сказав, что
Тихонов будет отшельником и «уйдет в декабре, где-то в 2000-х». Вячеслав
Тихонов был страстным футбольным болельщиком команды «Спартак». Кроме
того он увлекался зимней рыбалкой. Любимым литературным произведением
артиста был роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимым фильмом –
«Большая жизнь».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.