Великобритания на днях ввела санкции против 11 нефтеналивных танкеров, которые перевозят из РФ нефть и нефтепродукты. Они ходят под «удобными» флагами Габона, Панамы и новозеландского протектората острова Кука. Среди владельцев / операторов таких судов значатся «Совкомфлот», Stream Ship, Fornax Ship. Лоббируемое Лондоном аналогичное решение планируется и в рамках ЕС, куда Британия не входит.
Во-первых, такое решение изначально неправомерно, поскольку оно может быть принято только по вердикту СБ ООН и / или Международного суда ООН, причём только в том случае, если страна-пользователь таких судов для своей внешней торговли подвергнута ооновским санкциям.
Во-вторых, не уточняется, распространены ли означенные санкции на зарубежные британские территории: они, напомним, почти все офшорные и их нормативно-законодательная база, за считанными исключениями, слабо привязана собственно к британской (аналогичная ситуация с протекторатами Новой Зеландии – островами Кука, Ниуэ и Токелау). «Удобные» флаги используются также и рядом территорий стран Запада – например, в США это штат Делавэр, западные Виргинские острова, Пуэрто-Рико, Восточное Самоа; в Великобритании – Гибралтар, почти все зарубежные британские о-ва, Нормандские о-ва (в проливе Ла-Манш); в Португалии – остров Мадейра; Испании – Канарские о-ва, Сеута и Мелилья (анклавы вблизи северного Марокко); Нидерландах – протектораты в восточно- и южнонокарибском бассейнах…
Тем не менее введение ограничений означает, что подсанкционные суда не смогут заходить в британские порты; их регистрация в судовом и / или портовом регистрах Великобритании может быть прекращена; их пребывание в британской экономической морской зоне (как и в британской морской акватории в целом) облагается максимальными штрафами, вплоть до перспектив интернирования.
По данным портала Vessel Finder, некоторые из подпавших под санкции судов ходят из портов Южной Кореи в Мурманск, из Усть-Луги в Египет, из Приморска в Суэцкий канал, из Египта в Новороссийск, из дальневосточных портов РФ в Юго-Восточную Азию и в обратном направлении.
Похоже, упомянутое решение Лондона согласовано с США: в начале июля 2024 г. источники The New York Times сообщили, что действующие и бывшие чиновники американского финансового ведомства коллективно предложили партнерам по НАТО и Еврокомиссии ввести жесткие меры против «теневого флота» нефтяных танкеров, доставляющих российскую нефть в обход санкций против РФ.
США ввели в 2022 – начале 2024 г. серию санкций против судов и судовладельцев, подозреваемых в нарушении так называемого «потолка» цен на российские нефть и нефтепродукты. А в феврале 2024 г. США ввели блокирующие санкции против Совкомфлота и его 14 танкеров.
При этом в декабре 2022 г. Financial Times со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar сообщала, что Россия «собирает "теневой" флот для обхода упомянутых санкций: в него якобы уже входило не менее 100 устаревших танкеров». А из информации консалтинговой компании Rystad следовало, что в 2022 г. Россия собиралась добавить к своему танкерному флоту 103 танкера под «удобными» флагами за счёт частичного перераспределения танкеров, обслуживающих Иран и Венесуэлу.
Более того: в конце января 2023 г. в публикации The Economist число используемых танкеров под российскую нефть оценивалось в 360. Затем, в марте 2023 г., CNN сообщало, что для экспорта или танкерного хранения российской нефти на тот момент использовалось уже не менее 600 танкеров – 10% мирового танкерного рынка. Trafigura Group, в свою очередь, оценивала в 2023-м «теневой» танкерный флот РФ в 650 судов.
«Реальные размеры такого флота оценить сложно, но речь может идти более чем о тысяче судов, – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков. – Нет корреляции между количеством танкеров, которые простаивают в портах или движутся, и объемами нефтеэкспорта из России. Мы теперь видим даже переизбыток танкеров, готовых перевозить российскую нефть». Соответственно, «у нас нет проблем сейчас с вывозом нефти и продуктов её переработки».
«Теоретически заместить российскую нефть можно норвежской, азербайджанской, нефтью с Ближнего Востока, американской нефтью, но проблема в том, что огромное количество НПЗ в Европе может работать только с российской нефтью. Их переориентация может растянуться на месяцы, что резко поднимет цены на топливо, – рассказывает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. – Поэтому Европа придумывает опции для того, чтобы российская нефть становилась формально "нероссийской". К примеру, после выхода иранского танкера в море на нем или меняется флаг, или в нефть загоняются дополнительные примеси, что делает сырьё уже иракским, индонезийским и так далее». Аналогичная ситуация складывалась некоторое время с российской нефтью: имеются сценарии с покупкой Евросоюзом её в Турции, Сербии, Венгрии и др. А недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев рассказал о ведущихся с Москвой, Киевом и Брюсселем переговорах о продолжении транзита газа в Евросоюз через Украину после истечения срока текущего контракта таким образом, чтобы голубое топливо считалось уже не российским, а азербайджанским. Для России, которая активно ищет альтернативные рынки сбыта, было бы очень выгодно продавать на премиальном европейском рынке 50 миллиардов кубов газа: «Кажется, обе стороны [ЕС и Украина] заинтересованы, потому что Украина сама нуждается в этом газе. Мы находимся в процессе переговоров с Россией. И если мы сможем помочь, мы поможем. Но мы хотим избежать всякого рода спекулятивных обвинений в том, что мы делаем что-то не так», – рассказал азербайджанский лидер на медиафоруме в Шуше. Кляня лицемерие и двуличие европейцев, близкие власти бакинские эксперты тем не менее преисполнены решимости воспользоваться представляющимися возможностями, тем более что это нужно также и «украинским друзьям [Азербайджана]».
Вот уже не первый год (и даже не первое десятилетие) по апробированным схемам работают экспортёры / перевозчики нефти-нефтепродуктов из Ирана, Судана, Южного Судана, Венесуэлы, Ливии, Мьянмы, равно как и поставщики энергоресурсов в КНДР, Кубу, Никарагуа, Гаити. Очевидно, что бизнес важнее, тем более что часть грузового флота его реальные владельцы-компании Запада издавна и намеренно перерегистрируют в странах-территориях «удобного» флага. Делается это для того, чтобы сокращать налоговые, смежные расходы, сохраняя экономические связи с контрагентами по всеми миру. В этой связи уместно ещё раз напомнить, что ни одна страна, где зарегистрированы «удобные» флаги – а таких стран и территорий свыше 60 – не присоединяется к антироссийским санкциям. Кроме того, РФ поныне сотрудничает в рамках «ОПЕК+», а другие страны-участницы этой структуры и участницы самой ОПЕК никак не реагируют не только на «танкерные» санкции, но и вообще на антироссийские экзерсисы США и компании. Российские нефть и нефтепродукты по-прежнему максимально востребованы на мировом рынке. По данным Минэкономразвития РФ, экспорт нефти из России в 2024 году по базовому и консервативному вариантам составит не менее 240 млн. тонн против 238 млн. тонн в 2023 году. А в 2025-м – как минимум 238 млн. тонн.
Что касается экспорта нефтепродуктов, он увеличится за 2024-26 гг. до 131 млн. т в год. Директор аналитического центра «Яков и партнеры» Геннадий Масаков отмечает, что «совокупные доступные мощности по нефтепереработке на конец прошлого года оценивались в 312 млн. тонн, что обеспечивает в том числе достаточный объем экспорта нефтепродуктов и его рост».
В любом случае Москва готовится к ужесточению ограничений, которые, учитывая формирующиеся альтернативные мирохозяйственные связи, никогда не достигнут поставленных коллективным Западом целей изоляции России.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.