Эта картина написана Михаилом Васильевичем Нестеровым. Чаще всего именно её вспоминают, если слышат имя художника. А он любил повторять:
"Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я"....
Михаил Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Мальчик рос болезненным. "На чём только душа держится, - переживали родственники - "на ладан дышит". И действительно, спустя 2 года сердце малыша вовсе перестало биться. Его обрядили, положили на стол под образа, зажгли свечи. Мать положила ему на грудь образок святого Тихона Задонского, начала молиться и вдруг Мишенька ожил. Все несказанно обрадовались, начали благодарить бога, святого Тихона и преподобного Сергия Радонежского, которого в семье очень любили и почитали.
Однажды, когда мальчику было 12 лет, он посетил выставку художников-передвижников. Картины знаменитых русских мастеров его ошеломили. Особенно - "Украинская ночь" Куинджи. Нестеров был настолько восхищен увиденным, что был полон решимости посвятить себя рисованию.
И в 15 лет юноша поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классах под руководством известных художников: Василия Перова, Алексея Саврасова, Владимира Маковского. Художественная жизнь свела его с Исааком Левитаном, с которым они вместе учились, братьями Коровиными, Виктором Михайловичем Васнецовым, с которым он расписывал Владимирский собор в Киеве.
Через несколько лет в родной Уфе Михаил Васильевич познакомился с милой девушкой – Марией Ивановной Мартыновской.
"Смотря на нее, – писал он о первой встрече, – мне казалось, что я давно-давно, еще, быть может, до рождения, её знал, видел. Такое близкое, милое что-то было в ней. Лицо цветущее, румяное, загорелое, глаза небольшие, карие, не то насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой, губы полные, но около них складка какая-то скорбная даже тогда, когда лицо очень оживлено улыбкой особенно наивной, доверчиво-простодушной. Голос приятный, очень женственный, особого какого-то тембра, колорита… Какое милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от незнакомки".
Он называл её своей невестой, хотя родители его были против брака. Против их воли, без благословения молодые обвенчались.
После рождения дочери Ольги и через год после свадьбы умирает его жена... и творчество художника приобретает иной характер. Хотя до этого Михаил много писал исторических картин
"Любовь к Маше и потеря её сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание и чувства, и живую душу, словом всё то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве! - писал сам Михаил Васильевич. Именно тогда на картинах появились монахи, святые и паломники. Тогда же Нестеров написал картину "Христова невеста" с чертами лица покойной.
Навсегда в истории отечественной живописи остались "нестеровская девушка" с её душевной красотой и безысходной скорбью, "нестеровский старец", нашедший счастье в уединении и тишине, "нестеровский пейзаж", лирический и одухотворенный, полный прелести среднерусской природы.
В годы советской власти в его живописи тема изменилась. Церковная тематика была запрещена, но появился Нестеров портретист. Говорили, что Сталин предложил художнику нарисовать его портрет, но Михаил Нестеров отказался, сказав, что ему давно не нравится лицо Иосифа Виссарионовича. Как ни странно, Сталин оценил прямоту живописца и этот разговор остался для Нестерова без последствий. Удивительно смело, не правда ли? Михаил Нестеров неоднократно бывал в Крыму, останавливался в Севастополе и Ялте: "Погода чудная, море тихое, кормят здорово, и я всегда в море чувствую себя моложе и бодрее..." - говорил художник. Он приезжал в Алупку, Симеиз, Гаспру, Ялту, Бахчисарай.
Когда местные жители пытались выложить ему сразу всё обо всех изюминках городов, он говорил: "хочу смаковать краски Крыма медленно, хочу быть с каждой его достопримечательностью на короткой ноге".
Нестеров оценил особый покой Севастополя и Гаспры, их тихие осенние улочки и находил особенное очарование в крымском колорите.
В самом конце жизни, в 1941 году Нестеров выпустил книгу воспоминаний под общим названием "Давние дни", где он описал все путешествия по Крыму и не только.
18 октября 1942 года Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице. До последних дней жизни художник продолжал рисовать и любить Россию: "Нужно любить и верить в Россию, и о ней заговорит вся вселенная".
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.