Как совершались первые ядерные взрывы на островах Новой Земли и как создавался Щит Родины. Об этом вспоминает очевидец, бывший военный летчик Анатолий Сорокин, служивший на северном архипелаге в 1958-61 годах
По признанию ветерана, несмотря на пролетевшие 60 лет, воспоминания настолько ярки и свежи, как будто все происходило вчера.
«Однажды были в командировке в аэропорту Мурмаши (четыре км от Мурманска). Местные ребята спрашивают, чем мы занимаемся на Новой Земле. Отвечаем, что просто служим. «Знаем, – говорят, – как «просто служите». У нас тут от вашей «службы» второе солнце восходит!..»
Этот эпизод Анатолий Сорокин привел в начале беседы, чтобы пояснить, с какой колоссальной энергией тогда играли на Новой Земле. А ведь сам он тогда находился практически в эпицентре.
Вот какие ощущения, со слов этого летчика-ветерана, испытывали люди, которые находились на архипелаге во время взрывов:
Спуск в воду торпеды Т-5 для осуществления ядерного взрыва. (Кадры военной кинохроники)
«От аэродрома Рогачево, где мы базировались, до полигона «Сухой нос», где производились взрывы, было порядка 250 км.
Когда объявляли тревогу, нельзя было оставаться в помещениях. Здания в то время были временные, щитовые. Взрывной волной их могло просто снести, сорвать крышу или столкнуть стену. В итоге люди могли погибнуть.
Мы выбегали на улицу и ложились в снег. Ни блиндажей, ни окопов, ни других специальных защитных сооружений еще не было. Зато снежные навалы в районе аэропорта тогда могли достигать высоты с трехэтажный дом.
По инструкции нужно было лечь головой в сторону, противоположную от эпицентра взрыва. Также мы закрывали глаза и уши, чтобы не ослепнуть и не оглохнуть, и открывали рты, чтобы не лопнули барабанные перепонки.
В варежках закрыть уши плотно невозможно. Их снимали и затыкали уши пальцами. Из-за этого часто случались обморожения рук.
В таком виде лежали и ждали, когда прозвучит сигнал «отбой тревоги».
Макет ядерной бомбы "Кузькина мать" в Саровском городском музее
1958 год, когда Анатолий Сорокин начал службу на Новой земле был одним из самых насыщенных по количеству ядерных взрывов в мире. В этом году великие державы вели переговоры о моратории на ядерные испытания, и каждая из стран старалась осуществить полностью свою программу взрывов до его наступления.
Подробно об истории глобального противостояния можно прочитать в книге известного телеведущего Игоря Прокопенко "Ядерный щит России". Это одновременно и шпионский роман, и историческое исследование, и глубокое эссе-размышление.
Только на Новой земле в 1958 году было проведено 26 ядерных испытаний. Их все Сорокин ощутил на себе.
Всего за все время работы полигонов на Новой Земле здесь было проведено 130 ядерных взрывов. Из них 85 воздушных, 39 подземных, три подводных, два надводных и один наземный.
Вспоминая годы службы на Новой Земле, Анатолий Афанасьевич резюмирует: «Конечно, было страшно, порой даже жутко, но мы выполняли свой долг! И гораздо страшнее было бы, если бы ядерный взрыв на нашей территории произошел не в ходе мирных полевых испытаний, а в результате реального военного вторжения».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.