Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Четверг, 21.11.2024, 16:51
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 91
Пользователей: 88
Сейчас комментируют: 3


Новости сегодня
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (0)
Сахар-рафинад в поездах СССР (0)
Самые странные поводы для войны (0)
Загадка подводного вулкана: таинственные сигналы предшествовали мощному извержению (0)
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса (1)
Вильфанд спрогнозировал резкое похолодание на юге России (0)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (1)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (2)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (1)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (0)
французская левая партия снова запустила процедуру отрешения Макрона от власти (0)
Молдавия закупит системы ПВО, чтобы сбивать небольшие БПЛА, залетающие с Украины (0)
Любовь с первого взгляда (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
Кaлендapи Майя и не только: как исчисляли время разные народы (1)
Толтеки – «люди знания» (0)
Силы стратегического сдерживания США готовы к переходу власти к Трампу (0)
Когда были изобретены очки и линзы? (0)
Где она, копия нашей Земли? (1)
В Британии не стали комментировать данные об ударе Storm Shadow вглубь РФ (0)
Карие - удивительная христианская церковь, сохраненная османами (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (0)
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)

Новости готовят...

Новостей: 33977

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3028

В архиве: 4005

Новостей: 1354

В архиве: 338

Новостей: 1312

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6966

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1389]Астрономия и космос [1527]Бывает же такое! [2262]
Гипотезы, версии, прогнозы [6145]Дом, сад, кулинария [1227]Животные и растения [559]
Здоровье, человек [2141]Искусство, поэзия [610]История, археология, судьбы [7208]
Мир вокруг нас [1756]Наука и технологии [1401]Непознанное [3440]
НЛО, уфология [258]Новости, общество, в мире [21706]Психология и отношения [643]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [866]Стихия, климат, экология [1172]
Фильмы и видео [1259]Частное мнение [2924]Это интересно! [3040]
Юмор, афоризмы, притчи [1090]


15:05
В. А. КВАШНИН (Вологда) Славянский архаический ритуал в контексте этнографии


В конце XIX - начале XX века на территории Украины, Белоруссии и России (в том числе и Русского Севера) была выявлена фольклорная традиция, свидетельствовавшая о существовании некогда (и сохранившемся в пережиточных формах вплоть до Нового времени) ритуала умерщвления "стариков" - людей пожилого возраста. Вызвав довольно бурный отклик в периодической печати и научных изданиях того времени, она оставила свой след даже в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона1. В последующие годы проблема эта в науке не разрабатывалась. И только в 1978 году впервые после долгого перерыва появилась монография Н. Н. Велецкой, посвященная языческому ритуалу отправления на "тот свет"2. В частности, автор в своем исследовании подверг подробному разбору устную традицию об умерщвлении "стариков". Исходя из имеющихся данных, можно утверждать, что существовало несколько локальных вариантов отправлявшегося, видимо, повсеместно на территории проживания восточных славян ритуала:

1. "Стариков" вывозили зимой на санях к оврагу, куда их спускали, привязав к лубу.

2. Вывозили зимой в мороз на санях или лубе в поле или степь.

3. Опускали в пустую яму (в амбаре, гумне и т. п.).

4. Сажали на печь в пустой хате.

5. Вывозили на лубе за огороды и убивали там довбней (орудием для обработки льна).

6. Вывозили в густой лес, где оставляли под деревом.

7. Топили.

В то же время можно заметить, что в собранном материале присутствуют следы, по крайней мере, нескольких ритуальных традиций, причем аграрно-магическая явно является позднейшей, слившейся с более древней (это хорошо заметно на примере варианта № 5). Как неоднократно подчеркивала сама Н. Н. Белецкая, ритуал проводов на "тот свет" - явление чрезвычайно сложное, содержащее многочисленные разновременные наслоения, представляющие собой разные уровни его стадиального развития. Отсюда крайняя его неоднородность, сложность и противоречивость. Исследователь, как правило, сталкивается с достаточно поздним материалом, имеющим следы переосмысления и трансформации, а зачастую и с пережиточными формами деградировавшего ко времени его обнаружения ритуала. Так, Н. Иваницкий свидетельствует о существовавшем в Кадниковском уезде Вологодской губернии еще в 90-е годы XIX века обычае хоронить лошадей под санями (дровнями)3. Длительный процесс развития ритуала оставил в устной традиции следы различных уровней как его формальной структуры, так и функциональной направленности, хотя в основе своей это одно из самых архаичных явлений славянской древности. Варианты №1, 2, 6, по мнению автора настоящей публикации, являются разновидностями одного явления и могут быть сведены к единому "архетипу" ритуала, согласно которому в определенное время года "стариков" сажали на сани (луб) и отвозили в лес, где и оставляли умирать.

Этнографические данные позволяют говорить о существовании такого обычая в качестве элемента социальной жизни у различных народов на самых ранних этапах истории. Чтобы понять, с явлением какого порядка мы имеем дело, сопоставим имеющийся в нашем распоряжении материал с данными этнографии.

Представляется, что определенную ясность в понимание сущности ритуала проводов на "тот свет" может внести разрабатываемая в отечественной этнологии концепция архаического общества с системой возрастных классов, существовавшей у многих народов на стадии первичной формации и на этапе перехода к формации вторичной.

Этнографические данные показывают, что родство в архаическом социуме было не кровным (биологическим), а социальным, поэтому главную роль в коллективе играли категориально оформленные и институированные социальные группы - половозрастные объединения, основанные на учете физических и физиологических возможностей индивида в связи с его возрастным состоянием. В основе такой системы организации коллектива лежало представление о сечении человеческой жизни на несколько (от трех до пяти) ступеней, сопряженных с определенной социально-экономической ролью группы индивидов, обусловленных их возрастом и полом. В связи с этим в архаическом коллективе фиксировался не реальный возраст, а условный - "социальный" - с амплитудой отклонения от реального в несколько лет, что позволяло объединять в одну группу людей, родившихся в определенном промежутке времени. Находившиеся на первой и последней ступени "социального" возраста дети и старики, неспособные к эффективной хозяйственной деятельности, были социально пассивными членами коллектива, остальные считались социально активными. Минимальной единицей такой системы была группа одновозрастных индивидов - социальных сверстников с одинаковыми правами и обязанностями. Переход социально-возрастных групп с одной ступени на другую сопровождался специальными ритуалами, демонстрировавшими степень овладения их участниками социально значимыми навыками. Обряды возрастных переходов сопрягали три физиологические поколения в несколько условных социальных групп ("дети" - "родители" - предки"), создавая лестницу социального соподчинения.

Совершавшийся регулярно ритуал вводил одну возрастную группу в социально активную ступень, одновременно выводя другую в социально-пассивное состояние. Каждый член архаического социума в составе группы своих социальных сверстников в течение социально активной фазы жизни проходил ряд ступеней, причем на грани выхода в пассивную фазу каждая группа социальных предков оставляла обществу свою замену - социальных потомков, руководя таким значимым ритуалом, как инициация, приобщавшая новую возрастную группу к жизни коллектива.

Взглянув на собранный материал через призму концепции общества возрастных классов, можно легко обнаружить свидетельства, подтверждающие правомерность такого подхода. Так, в южно-славянском варианте предания о бытовавшем некогда обычае отправления на "тот свет" показательна реплика старика, который просит сына о том, чтобы тот оставил его под тем же деревом, под которым он сам когда-то оставил своего отца (отголосок подобных отношений содержится, видимо, в русской пословице - "отца на лубе спустил, и сам того же жди"). В самом раннем по времени фиксации предании, записанном в Галиции, обращает на себя внимание противопоставление голодного царя и его сверстников старикам, что заставляет предположить, что речь идет о двух возрастных классах. Чрезвычайно важный момент содержится в рассказах, записанных П. Литвиновой: оказывается, за соблюдением обычая убийства "стариков" строго следила община ("громада"), неуклонно принуждавшая к этому всех своих членов. Здесь нет возможности привести весь имеющийся в наличии материал, однако, и эти примеры заставляют вспомнить слова В. Я. Проппа о том, что в славянских обрядах и фольклоре обнаруживается пласт стадиально более древний, чем, например, античный.

Возможно, дополнительную ясность в понимание сущности ритуала умерщвления "стариков" поможет внести анализ родильной обрядности у восточных славян. Согласно их представлениям, новорожденный не считался человеком до тех пор, пока над ним не совершался ряд ритуальных действий, направленных на перевод его из природного (биологического) состояния в социальное. Особый статус новорожденного проявлялся, например, в том, что до достижения определенного возраста (от одного года до трех лет) он считался "нечистым", принадлежавшим к миру нечеловеческого, природного. В случае смерти его хоронили не на кладбище, а в особых местах - там, где зарывали послед (в подполье, под крыльцом и т. д.), по отношению к новорожденным детям применялись термины среднего рода и собирательные и пр. Иными словами, отношение к детям, отражавшее их "исходную" природную сущность подразумевало отсутствие качества социального ("не человек" - "не член коллектива"). Как указывалось, первая и последняя ступень человеческой жизни в архаическом обществе (по существу - "нулевые") были социально пассивными. Поэтому при выходе за пределы социально активного возраста взаимоотношения индивида и коллектива могут быть выражены посредством той же формулы, только перевернутой ("не член коллектива" - "не человек"). Циклическое восприятие времени, присущее первобытному мышлению, определяло дальнейшее действие - человек, выпавший из мира людей, должен был заново пройти круг превращений, вернувшись туда, откуда когда-то пришел. Если принять такую логику, то довольно легко можно "прочесть" и семантический ряд самого ритуала. Так, отнюдь не случайными выглядят сани (лубок) - средство передвижения, обладающее высоким сакральным статусом, поскольку их главной задачей является доставка человека в "иной" мир. Следующее звено - лес, осознававшийся как пограничная область между двумя мирами. Именно в лесу проходил обряд инициации, вводивший в коллектив новое поколение. В лесу находится дерево, к которому приводят "старика". Судя по материалу русской волшебной сказки, дерево рассматривалось как некое связующее звено - герои сказок могли по дереву взобраться на небо или спуститься обратно на землю. Мотив дерева на могиле является очень распространенным в устной традиции (ср. с обычаем сажать на могиле деревья).

Сложным является вопрос о времени проведения ритуала отправления на "тот свет". Высказывалось предположение, что в течение года он осуществлялся неоднократно, приурочиваясь к важнейшим датам сельскохозяйственного календаря. Однако, по всем признакам это достаточно поздняя стадия развития ритуала. Как нам кажется, фольклорная традиция все же в большей степени указывает на зимний период времени. В связи с этим представляется необходимым изучение праздников святочного цикла, группирующихся вокруг 25 декабря. Однако рядом находится другая важная дата - 22 декабря, день зимнего солнцестояния. Именно он мог быть искомой точкой годового цикла, увязанной с исполнением ритуала проводов. Среди данных, собранных в различное время этнографами, обращает на себя внимание один обряд. Д. К. Зеленин сообщает о практически исчезнувшем уже в XIX веке обычае, согласно которому 24 декабря повсеместно во дворах разжигались костры, поскольку считалось, что усопшие родители в этот день приходят к огню греться. С. В. Максимов также упоминает об обычае "греть родителей". Состоял он в том, что посреди двора поджигалась куча соломы в уверенности, что в это время умершие родители встают из могил и приходят греться. Если в одной местности обряд сопровождался глубоким молчанием вставших в круг домочадцев, то в другой - весельем и хороводами. В. Я. Пропп полагал, что обряд согревания предков производился с целью воздействия на будущий урожай. Такое объяснение представляется формальным, не раскрывающим всей сути явления. Нельзя ли предположить, что здесь мы имеем дело с принципом симпатической (или гомеопатической, по классификации Дж. Фрезера) магии, когда после отправления в лес поколения "предков" разжигались костры, чтобы оставленные на морозе могли "греться", претерпевая минимум физических мук по пути на "тот свет"?

Таким образом, можно предположить, что описанный ритуал является фрагментом архаической нормы смены социальных поколений. Помещение человека в сани имело ритуальное значение, прерывая связь индивида с социальным миром и включая механизм смены поколений в архаическом социуме. В любом случае, понимание смысла архаического ритуала невозможно вне контекста славянской языческой культуры.




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Это интересно! | Материал подготовлен: https://www.booksite.ru/fulltext/pos/ele/nie/phe/nom/en/16.htm| Просмотров: 653 | Добавил: RRR| | Рейтинг: 3.0/4

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 2
1 друзья  
0
angry sad wacko

2 Михалы4  
1
автор в своем исследовании подверг подробному разбору устную традицию об умерщвлении "стариков".

Погуглил за Наталью Николаевну Велецкую, на некоторых сайтах её отмечают как "отечественный славист с мировым именем". Однако, мир почему-то её имя игнорирует. Единственная её волна в сети, вот это измышление про восточных славян об умерщвлении в фольклоре в конце XIX - начале XX века... То есть Пушкин и Гоголь так далеки были от народа? А тут вот Наташка с мировым именем великим писателям России шах и мат... интересно, а она хоть справлялась в каком возрасте были эти убиенные родственниками старики?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 91
Пользователей: 88
Сейчас комментируют: 3

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(239)


Интересное сегодня
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (1)
Любовь с первого взгляда (1)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8070
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6356
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3893
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3183
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21257
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15765
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14549
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13163
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11135
Группа: Проверенные



18+