Персональных данных у человека вообще-то не так много, даже с учётом биометрии. А вот каналов, по которым они могут распространяться и при негативном раскладе утекать – пруд пруди. В условиях цифровизации не только экономики, но и социальной сферы вопрос защиты персональных данных граждан стоит особенно остро.
Неслучайно об этом пришлось не так давно высказаться даже президенту Путину, который подчеркнул, что «мы все говорим, и не только говорим, а предпринимаем энергичные шаги по цифровизации нашей экономики, социальной сферы и вообще жизни в целом. В этой связи, конечно, особенно актуальным является вопрос защиты персональных данных».
Так, на встрече с руководителем Роскомнадзора Андреем Липовым глава государства попросил своего собеседника начать свой доклад именно с этой темы. В конце 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о значительном повышении штрафов для защиты персональных данных граждан, собираемых организациями.
Речь в документе идёт о сборе с граждан биометрии и другой персональной информации. Так, нарушения при работе с биометрическими данными повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Также ужесточены наказания за их обработку без письменного согласия граждан (статья 13.11 КоАП). Штрафы будут взиматься: для граждан – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, для должностных лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, для юридических лиц – от 300 тысяч до 700 тысяч рублей. Если нарушение совершено повторно: для граждан – 30 тысяч рублей, для должностных лиц – 500 тысяч рублей, для компаний – до 1,5 миллиона рублей.
«Железный» бонус
Но, видимо, эти суммы пугают отнюдь не всех. К примеру, из аппарата «Федеральной пассажирской компании» (АО «ФПК») – в настоящее время дочернего общества ОАО «РЖД», занятого пассажирскими перевозками дальнего следования, на днях поступила информация об очередной новации в хорошо раскрученной Программе лояльности «РЖД Бонус» (далее – программа).
В АО «ФПК» начали подготовку открытых конкурсных процедур по выбору платформы, предоставляющей услуги верификации документов, селфи-снимков и справок, предоставляемых участниками указанной программы. В распоряжении редакции оказался бланк письма к потенциальным исполнителям этого заказа. Вот что требуется от платформы верификации:
1. Сканирование и распознавание документа с переводом в текстовый формат. 2. Использование сервиса проверки подлинности документов (СНИЛС, паспорт РФ и т. д.). 3. Сканирование на наличие цифрового вмешательства в представленном документе. 4. Верификация селфи-снимков на совпадение фото в документе и лица на самом фото снимке. 5. Распознавание студенческих билетов и справок об обучении.
Платформа, на которой планируется проводить верификацию и распознавание персональных данных и выполнять сверку лиц, может предоставляться в виде облачного сервиса, в который отправляются данные. Заметьте, возможно, и самими гражданами. И на этой платформе эти операции могут выполнять люди, которые работают вне закрытого вообще-то контура РЖД.
То есть вместо сотрудников РЖД эту работу будут выполнять люди на платформе. Получается, что к уникальной базе данных допускается, скажем так – кто угодно со стороны. Лишь бы он имел доступ к платформе, хотя пока на это и нет даже чёткого технического задания.
Интересно, что на практике такие краудсорсинговые платформы уже существуют и неплохо работают – можно привести в пример сервисы распознавания с верификаторами в облаке компаний Beorg и Dbrain. Судя по всему, большим заказчиком просто ищется наиболее дешёвый способ проводить подобную верификацию.
Сразу оговоримся – пока о злонамеренном умысле или диверсии говорить, наверное, всё-таки рано. Но как минимум о халатности вопрос поднимать уже можно. Дело в том, что участниками этой платформы будут практически все категории граждан: семьи, пенсионеры, бюджетники и студенты. Какой со всех них спрос? Речь идёт о миллионах граждан.
Помимо гражданских лиц, в списке бонусной программы РЖД окажутся участники СВО, члены их семей. Их данные несут особую ценность в текущей ситуации, так как могут быть использованы для мошенничества, угроз и даже террористических действий со стороны ЦИПСО и других заинтересованных служб недружественных стран.
Надо ли объяснять, что любая передача данных несёт риск утечки информации. Первый заместитель председателя думского Комитета по обороне Алексей Журавлев убеждён:
«Так, в свое время, украинские власти с радостью сообщили, что им удалось раздобыть до 100 терабайтов информации, поэтому теперь гораздо проще будет вычислить тех, кто в новых регионах выступает за единение с Россией. Защите этих сведений нужно, безусловно, уделять больше времени и внимания, а за нарушения в этой сфере ужесточать наказания, что, собственно говоря, мы и делаем».
Скажи мне, кто ты?
Вряд ли кто-то сегодня сможет уверенно сказать, что же реально стоит за желанием дочки РЖД развивать бонусную программу – корысть, халатность или диверсия?
Ради полноты информации остаётся только привести официальные данные о компании, готовой уже сегодня предложить широкой публике такую цифровую вольницу, а отнюдь не пресловутый концлагерь.
Итак, в 2006 году в рамках реализации мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 для организации и управления пассажирскими железнодорожными перевозками в дальнем следовании был создан специализированный филиал ОАО «РЖД» – Федеральная пассажирская дирекция.
В декабре 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД» было учреждено открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания». В уставной капитал ОАО «ФПК» был внесен специализированный имущественный комплекс, а также переведен персонал, обеспечивающий пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании.
С 1 апреля 2010 года ОАО «ФПК» начало самостоятельную деятельность в качестве перевозчика. Компания является субъектом естественной монополии: приказом ФСТ России от 27 мая 2010 года № 190-т АО «ФПК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок.
Напоследок – прямые цитаты из данных о компании:
«Деятельность ОАО «ФПК» на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 года) «О естественных монополиях».
20 ноября 2014 года МИФНС России № 46 по г. Москве выданы документы о государственной регистрации изменения наименования открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») на акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»)».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
"Также ужесточены наказания за их обработку без письменного согласия граждан (статья 13.11 КоАП)." А за насильственное выжимание письменного согласия наказание не предусмотрено? Сейчас каждая сошка требует добровольного подписания согласия на обработку личных данных. такими темпами скоро будет хлеба не купить без подписания согласия на обработку личных данных . У меня вон горгаз уже дважды отказался обслуживать квартиру из-за не подписания согласия на обработку личных данных, включая в список данные документов о праве собственности на квартиру и чего только можно.
Евреи сделали так, что бы легко можно было любого ограбить, загнать в долг и сделать бомжом, конечный итог всего утилизация населения, это всё позволяет избавиться от лишнего населения без войны.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]