«Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал;
пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и
воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты
Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Евангелие от Луки, 23:35-37). Так
описываются последние страдания Христа. Когда, будучи распятым на
кресте, он просил пить, то легионеры дали ему губку, смоченную в уксусе.
Почему не в воде? При чем здесь уксус? Или это ошибка перевода? В
английском варианте Евангелия от Марка говорится: «И давали Ему пить
вино со смирною; но Он не принял». Кажется, о жизни и страданиях
Христа известно все досконально, изучены каждый его шаг, каждое слово,
каждое действие. Только вопросов меньше не становится – что подносили
Христу в качестве питья в последние минуты его жизни – только один из
них. Потому что в других переводах это называется то «вином со смирною»,
то «кислое вино, смешанное с желчью». Как
известно, Иисусу давали пить дважды. Первый раз – после избиения,
непосредственно перед распятием. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с
желчью; и, отведав, не хотел пить» – так описывается эта сцена в
Евангелии от Матфея (27:34). Второй раз, умирая на кресте от
множественных ран, он изрекает пятую фразу из семи, произнесенных в
последние часы жизни: «Меня мучает жажда!». И тогда легионер смачивает
губку в той же жидкости и подносит ее на копье к губам Христа. Христос
пьет. Доктор медицины Трумэн Дэвис еще в 60-е годы прошлого
столетия взялся за изучение страданий Христа с медицинской точки зрения.
Одноименную статью он опубликовал в журнале "Аризона Мэдисин”.
Американский исследователь пишет: «Начинается распятие, и Христу
предлагают выпить вино, смешанное с миррисом – слабоанестезирующую
смесь». Это уже какой-то новый напиток? А позже он же, описывая
последние страдания, говорит о поднесенной Христу губке, смоченной «в
дешевом кислом вине поска». Богословы Храма Живоначальной Троицы
на Воробьёвых горах никакого противоречия здесь не видят, так как поска,
согласно древним источникам, это напиток, который в походах употребляли
легионеры. В разных рукописях его рецепт не всегда совпадает. В одних –
это вода, смешанная с винным уксусом, в других – вместо уксуса
указывается дешевое вино. К этому добавляются пряные травы. Есть
рецепты, по которым в эту смесь добавлялись сырые яйца. Такой напиток,
по мнению сегодняшних исследователей, имел антибактериальные свойства и
защищал легионеров в долгих походах от цинги. Еще одним компонентом
поски называется мед. Упоминание о поске есть у источников, которые
относят к временам Тита Макция Плавта, о нем так же писал Плутарх.
Алкогольным этот напиток нигде не называется, но источники на греческом
языке, описывая его состав, используют такие слова, как oxos и oinos,
которые переводятся как «уксус» и «вино». Что же касается желчи, то этот
термин применялся к любому горькому на вкус напитку или продукту. «С
желчью», значит, горький на вкус. У
римских легионеров есть изречение: «Posca fortem, vinum ebrium facit!» –
«Поска бодрит, вино – пьянит!». Его в качестве аргумента используют те,
кто считает поску исключительно безалкогольным напитком, но с
дезинфицирующими компонентами. Исследователи, не согласные с такими
доводами, приводят свои: бактерицидных свойств в поске не так много. Ее
хранили и перевозили в амфорах, закупоренных глиняными пробками,
перекрывающими доступ воздуха. Это мешало уксусным бактериям «развить
полноценную деятельность», поскольку для этого нужен доступ кислорода. И
все же по истечении определенного времени винный спирт превращался в
уксусную кислоту, получившийся напиток напоминал по вкусу современный
фламандский эль, содержащий небольшой процент алкоголя. Но это если в
нем присутствовала свежая вода. Легионеры же в длительных походах, часто
по пустыням, пили тухлую воду. Скисшее вино или уксус играли в ней роль
дезинфицирующего вещества. К тому же такой напиток помогал легче
переносить тяготы, придавая силы легионерам. Трумэн Дэвис уверен,
что после того, как смоченную в поске губку поднесли к губам Христа, он,
ощутив дыхание смерти, смог произнести шестую фразу: «Свершилось!», а
после последним усилием и седьмую: «Отец, в твои руки передаю дух Мой!».
Таким образом, если учесть все изложенные аргументы, говорить о том,
что какое-то из Евангелий ошибается в оценке того, что пил Христос, было
бы неверным. Напитку легионеров одинаково подходят названия «вино» и
«уксус».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|