Су-34: долгая история новейшего российского бомбардировщика
Несколько лет назад, наряду с заслуженными ветеранами – Су-24 и
Су-25 – в небе Сирии проходил боевое крещение новейший российский
бомбардировщик Су-34. Но история самолета оказалась достаточно долгой.
Наш
новый ударный самолет предназначается для поражения точечных
сильнозащищенных целей днем и ночью, а также для круглосуточного поиска,
обнаружения, классификации и уничтожения надводных и подводных целей в
любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного
противодействия. Су-34 называют непосредственным преемником Су-24, но
схожесть индексов и отчасти назначения не должны вводить в заблуждение —
между этими боевыми машинами конструкционной преемственности не
существует. Су-24 разрабатывался в 1960-е годы как советский ответ на
революционное семейство F-111, созданное в стенах американской
корпорации General Dynamics. F-111 Aardvark в разных модификациях
выполнял целый диапазон задач: от тактического бомбардировщика до
разведывательного самолета и бомбардировщика стратегического (FB-111FA) и
воплощал в себе несколько революционных технологий, как то: применение
двухконтурных ТРД с форсажной камерой, РЛС слежения за рельефом
местности и изменяемая геометрия крыла. F-111 оказался настолько удачной
машиной, что советские авиаконструкторы решили если не повторить ее,
то, во всяком случае, построить самолет с аналогичными возможностями на
основе схожих конструкторских решений. Так появился Су-24 — тактический
фронтовой бомбардировщик.
Истребитель-бомбардировщик СУ-34
Размах крыльев, м: 14,7. Длина фюзеляжа, м: 23,3.
Высота, м: 6,0. Площадь крыла, кв.м: 62,0.
Тип двигателя: 2 х ТРД АЛ-31ФМ1. Тяга двигателя нефорсированная, кгс: 2 х 14 000.
Масса взлетная нормальная, кг: 39 000. Масса взлетная максимальная, кг: 44 360.
Максимальная боевая нагрузка, кг: 8000. Максимальная скорость (км/ч) на высоте 11000 м: 1900; на уровне моря: 1400.
О
Су-34 тоже пишут как о фронтовом бомбардировщике, и в этой роли он
вполне может использоваться, однако стоит вспомнить, что его прототип на
этапе разработки назывался Су-27ИБ. ИБ — значит
«истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман — это
конструктивное развитие истребителя Су-27, а тот был создан в 1970-е
годы в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas
F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик,
или, как называют его в США, многоцелевой ударный самолет F-15E Strike
Eagle («Ударный орел»), который, очевидно, и стоит считать ближайшим
американским аналогом нашего Су-34.
Немного статистики
На
вооружении ВКС России находятся 83 Су-34 (75 серийных и 8 опытных
предсерийных образцов). Один самолет потерян. 4 июня 2015 года при
посадке на аэродроме в Воронежской области у Су-34 не раскрылся
тормозной парашют. Самолет выкатился за пределы полосы и перевернулся.
Strike
Eagle отправился в первый полет в 1986 году, а в 1988-м уже был принят
на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В»
(он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по
времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако
Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после
того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам
наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.
Тем
не менее работа сделана, и этому можно только порадоваться. «Трубкозуб»
F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно стоит в музеях, а
наш героический «бомбер» все еще летает, хотя давно морально устарел. К
факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая
специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к
созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком
тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в
воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был
сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло
решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей
Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или
надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов
самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с
высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с
гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских
боевых группировок в Сирии.
Бронированный дом
Защищенная
титановой броней просторная кабина Су-34 – пожалуй, одна из самых
интересных особенностей ударного самолета. В кабине можно сидеть, лежать
и стоять. Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это
беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.
Шестикрылый серафим
Су-34,
имея своей основой один из лучших отечественных истребителей,
несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный
огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового
самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12
000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная
скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34
довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду.
Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя
дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая
конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А
вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.
Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос»
(обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по
сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24,
экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на
стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное
начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета
Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако
они сидят друг за другом.
Между креслами предусмотрен проход, в
котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть.
Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с
дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так
что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части
кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно
даже встать в полный рост.
Заход в кабину осуществляется не
традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише
передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины
переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно
колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты
экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина
герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся
высотные костюмы.
Больше колес!
В связи с возросшим
весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью
переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили
схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.
По
сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных
доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для
вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой
модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора
раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива
(до 12 000 кг) и больше вооружений.
Для большей защищенности
самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной
под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена
дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в
воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью
стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и
с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней
(Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность»
достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы
типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и
управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.
Проверка боем
Су-34
способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных
и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе
российской авиагруппировки в Сирии. facebook
Крылатая электроника
Впрочем,
эффективность нанесения ударов зависит в наши дни не только от качества
и номенклатуры боеприпасов, но также от систем прицеливания и в целом
от «продвинутости» бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме РЛС с
дальностью обзора по наземным целям 120 км и с возможностью
одновременного обстрела четырех целей, БРЭО включает в себя систему
радиоэлектронной борьбы «Хибины-10В» (радиотехническая разведка,
постановка активных помех), а также тепловизионные и телевизионные
системы прицеливания.
Стоит отметить, что именно электроника, в
отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле
ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной
промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских
боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия,
ставят БРЭО иностранных конструкций. Несмотря на то что Су-34 был
официально принят на вооружение лишь в 2014 году, первые партии
перспективного ударного самолета стали поступать в войска уже в нулевые
годы нынешнего века. В первые годы эксплуатации Су-34 выявились
разнообразные «детские болезни» машины, и касались они, в частности,
нестабильной работы РЛС и прицельного комплекса, что становилось
серьезным препятствием для нанесения высокоточных ударов.
В
начале нынешнего десятилетия по итогам первых лет применения, в том
числе (неофициально) в ходе российско-грузинского конфликта 2008 года,
самолет претерпел модернизацию, получив, в частности, новые
высокотемпературные двигатели АЛ-31Ф-М1, обновленную станцию
предупреждения об облучении и газотурбинную вспомогательную силовую
установку. Сообщают также, что в рамках модернизации были обновлены
навигационные и прицельные системы, и их возможности сейчас как раз и
тестируются в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории
Сирии. Вместе с тем известно, что в КБ «Сухой» разрабатывается новая,
модернизированная версия ударного самолета — Су-34М, в которой, в
частности, предусмотрена установка более совершенных систем БРЭО. Новая
модификация должна быть готова к 2016−2017 годам, а к ее производству
приступит тот же Новосибирский авиационный завод, который строит и
базовую версию. Впоследствии до уровня Су-34 предполагается
модернизировать весь наличный парк Су-34.
Как бы то ни было, до
тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34
остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на
вооружении российских ВКС. Обладая множеством серьезных преимуществ
перед аналогичными самолетами предыдущего поколения и во многом не
уступая иностранным конкурентам (а в чем-то их превосходя), Су-34
несомненно сыграет заметную роль в укреплении обороноспособности страны.
А устранение недостатков и недоработок конструкции — это вопрос роста
технологической компетенции нашего оборонпрома.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.