В принципе, в 30-е годы по прорывным разработкам мы шли на уровне
передовых стран Запада, отставая скорее по внедрению новинок. С
экспериментальными образцами был полный порядок, но когда доходило до
серии, часто подводила культура производства. Самая, пожалуй, известная
высокотехнологическая машина того времени – «Катюша», она же БМ-13.
Ещё в 1921 году начались эксперименты с ракетным топливом в
лаборатории Тихомирова, в 1937 году – испытания снаряда РС-82 (принят
на вооружение) и РС-132 (принят на вооружение в 1938 году). В войну мы
вступили, имея около 160 тысяч авиационных неуправляемых ракет, они активно использовались на Халхин-Голе и в Финскую войну.
В
июне 1938 года начались проработки снаряда для наземной установки, под
названием М-13. Дальность довели до 8,5 км, создали пусковую установку и
в июне 1941 года изготовлены первые восемь установок. На войну они не
успели самую малость, но только за 1942 год РККА получил 2392 установки.
«Катюша» стала одним из символов той войны, и символ этот создан умами
советских конструкторов и руками советских рабочих. Гонку за РСЗО мы не
проиграли, к концу войны «Катюшу» дополнил «Андрюша» калибром 300 мм.
Радары
Первый
опыт обнаружения самолета с помощью отражённых радиоволн в СССР провели
в 1934 году в Ленинграде. После долгих испытаний РУС-1 принят на
вооружение РККА, до начала войны их изготовили 45 штук. Само собой, это
не конец – в 1941 году принята на вооружение импульсная РЛС РУС-2, за
годы войны их произвели 607 единиц. В принципе, рекордсменами мы не
были, как и с РСЗО, мир не обогнали, но в 1939 году шли вполне на уровне
с этим самым миром, с Англией, США и Германией. Велись опыты и
корабельные, на Черном море крейсер «Молотов» получил первую советскую
корабельную РЛС. В годы войны в СССР также выпускались РЛС
артиллерийские и РЛС самолетные.
Конечно, к 1945 году по радарам
мы отстали от США, но там не приходилось эвакуировать институты и
производства, работать в условиях нехватки ресурсов и рабочих рук нужной
квалификации... Тем не менее в целом СССР справился, и до войны, и во
время, обеспечив ПВО своими радарами. А после войны совершил новый
рывок, но это уже другая история.
Гидроакустика
«Для
тридцатых годов двадцатого столетия, безусловно, этапным для развития
отечественной гидроакустики стало создание в 1932 г. в Ленинграде завода
«Водтрансприбор» — первого серийного завода в сфере гидроакустического
приборостроения.»
Работы активно велись с 1932 года, и к началу
Великой Отечественной появились и результаты. В 1940 году принята на
вооружение ГАС «Тамир-1». Слабая и без помехозащищённости, она работала
на скорости СКА до 3 узлов и на дальности до 5 кабельтовых, но своя.
Помимо того, разрабатывалась и аппаратура звукоподводной связи. Довести
до ума первенца помешала война, в ходе которой оказалось проще
пользоваться образцами ленд-лиза, чем дорабатывать своё, но и разработки
не прекращались, и к концу войны появился «Тамир-М», вполне сравнимый с
западными образцами.
Как бы там ни было, а в гонке гидроакустики
мы, конечно, не лидировали, но шли вполне уверено. Не лидировали в том
числе и потому, как жизненно важным вопрос этот для нас не был. СССР
вообще от морской торговли зависел мало, и наш опыт Первой мировой
требовал оружия несколько иного.
Дизеля
«Его
жизнь началась на Харьковском паровозостроительном заводе им.
Коминтерна, конструкторский отдел которого в 1931 году получил госзаказ
на быстроходный дизель для танков.
И сразу был переименован в дизельный отдел. В задании оговаривалась
мощность 300 л. с. при 1600 об/мин, при том что у типичных дизелей того
времени рабочая частота вращения коленвала не превышала 250 об/мин.»
Началась
с нуля: мощными дизелями для кораблей до революции у нас занимались,
конечно, активно, но компактными для сухопутной техники – нет. Да и была
потеряна та школа, всё возрождали с обломков. Тем не менее, в 1935 году
двигатель начали испытывать, а в 1939 году приняли на вооружение.
Мощность в итоге доведут до 850 л. с. И враги, и друзья будут признавать
– двигатель опередил своё время. Дался он стране тяжело, но дался ведь,
лучший дизельный двигатель мира на тот момент, и сердце легендарного
Т-34.
ЭВМ
«Официальной «датой
рождения» советской вычислительной техники следует считать, видимо,
конец 1948 года. Именно тогда в секретной лаборатории в местечке
Феофания под Киевом под руководством Сергея Александровича Лебедева (в
то время — директора Института электротехники АН Украины и по
совместительству руководителя лаборатории Института точной механики и
вычислительной техники АН СССР) начались работы по созданию Малой
Электронной Счетной Машины (МЭСМ).»
А параллельно ещё М-1 для
института Курчатова, «Стрела», БЭСМ... Всё на уровне лучших мировых
аналогов. Всё в послевоенное время. А вот первенца МЭСМ начали
разрабатывать в Киеве, в 1944 году, когда бои шли ещё на территории
Советской Украины. В итоге же в 50-е годы мы были вполне на мировом
уровне, отставание начнётся позже. И это подвиг учёных и мощная
материальная база, без которой серийные ЭВМ были в принципе невозможны.
Продолжить
можно о ракетах, о ядерном оружии, о морской артиллерии, калибр 406 мм
мы создали и построили, о медикаментах и синтетических материалах, о
СВТ, наконец, одной из лучших самозарядных винтовок...
Была ли
Россия Родиной слонов? Несомненно, нет, и всё у нас не придумали, и весь
мир мы не опережали, и проблемы с культурой производства губили даже
самые лучшие проекты. Но это преодолевалось, главный успех того времени
не открытия и научные прорывы, а создание сети НИИ, научных школ,
квалифицированного рабочего класса, выращенного практически с нуля.
А
по науке мы вполне шли на уровне лучших мировых образцов, где-то
отставая, где-то обгоняя, но не будучи отсталыми дикарями, способными
бегать в атаку с одной винтовкой на троих. И радует, что история техники
и науки той эпохи, наконец, находит своих исследователей, благо
исследовать есть что, от стратосферных полетов в 30-е годы и до создания
русской автаркии, со своим производством всего, что нужно стране.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.