СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы,
музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую
характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант,
дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями,
шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака,
шут».
Известны с 11 в., особую популярность
получили в 15–17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и
гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный
герой множества народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет» и др.
Время
появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской
летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение
и происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его
глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в
этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего
замаскированный шут. А.И.Кирпичников и Голубинский считали, что слово
«скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер
смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что
скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где «потешники»,
«глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном
обиходе. В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси.
Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным
представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые
часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами,
клоунами, импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь
Брокгауза и Эфрона (1909).
В средние века при дворах первых
германских властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие
разнообразные греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами».
Они стали собираться в труппы – «коллегии», во главе которых стояли
архимимы. Часто их отождествляли с шарлатанами, кудесниками, знахарями,
нищенствующими жрецами. Обычно они являлись участниками пиров, свадебных
и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной
особенностью византийских и западных глумотворцев был бродячий образ
жизни. Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на место, в
связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных,
многознающих, находчивых. Во время своих скитаний по белу свету как
византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие
русские города. О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках
сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о
них упоминается в Повести временных лет (1068). На Руси, как в
Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и
бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того, пришло ли
искусство скоморохов России из Византии или с Запада, – подчеркивал
Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской народной
жизни. С этой поры оно может рассматриваться как явление,
акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с
учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов
бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские.
Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись
также в виде кукольников.
Представления кукольной комедии,
постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била
все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал
юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и
из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление.
Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом,
кукольная комедия, как и разыгрывание ряжеными бытовых фарсов, была
попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы,
заключающихся в русской народной поэзии или занесенных извне. «У нас
тоже были свои «лицедеи»-скоморохи, свои мейстерзингеры-«калики
перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство» и песни о
событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о
гибели Степана Разина» (М.Горький, О пьесах, 1937).
Другая версия
о происхождении термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру. Он установил,
что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» –
множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к
праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский корень этого
слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os»,
которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда
идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего
параллельно в европейских языках при обозначении народных комических
персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское
«скарамуш». Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в
искусствоведении положением о том, что мимы – явление международного
порядка. Применительно же к русским скоморохам, концепция Марра
позволяет говорить о самобытном возникновении их на основе
профессионализации участников языческих религиозных обрядов древних
славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением, плясками.
Скоморохи
упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в.
Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая
изобретенные ими кифары, т.е. гусли. О гуслях как непременной
принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и
былинах Владимирова цикла. В историческом аспекте скоморохи известны
прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства.
Они становятся постоянными участниками деревенских праздников,
городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и даже проникают в
церковную обрядность. Как свидетельствует направленное против скоморохов
постановление Стоглавого собора 1551, их ватаги достигают «до 60–70 и
до 100 человек».
Основной массив русских скоморохов составили
народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским»
промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой
одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто
прибегали к маскам, хотя еще в 9 в. маскирование встретило резкое
осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили. Всем своим
житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому
укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных
настроений. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах,
но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии.
Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу
своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу
своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились
народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в
процессе формирования русской народной драмы.
Народные
развлечения XVII в. кукольный театр, скоморохи. Гравюра из Путешествия
Олеария А. Адам Олеарий начал путешествие по России в 1633.
Немецкий
путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в
своем знаменитом Описании путешествия в Московию... рассказывает о
скоморошьих забавах:
«Срамные дела уличные скрипачи воспевают
всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих
кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям,
а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между
прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость,
как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела
простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой
нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней
из кукол разные представления».
К рассказу Олеария приложена
картинка, изображающая одно из таких представлений кукольных
комедиантов, в котором можно узнать сценку «как цыган продавал лошадь
Петрушке». Скоморохи как действующие лица выступают во многих былинах
Севера. Известна былина Вавило и скоморохи, сюжет которой в том, что
скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на
царство. Исследователи былин приписывают скоморохам значительную долю
участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно
потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со
скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители
из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были
упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей
Будимирович, Садко.
Игра на музыкальных инструментах, песни и
пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание
мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался
от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых
являлись скоморохи. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил
маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16–17 вв. при
дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и
скоморохами. Около середины 17 в. бродячие ватаги постепенно сходят со
сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в
музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с
этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его
творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так,
скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место
представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем
сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе
певца или бандуриста на Юге.
Скоморох-гудец (гусельник, домрачей,
волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в
музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются
народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье.
Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы
своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец
превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных
потех и шуток. Свою книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами: «Как
бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно
упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую
вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи,
заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища.
Скоморохи... были древнейшими в России представителями народного эпоса,
народной сцены; они же вместе с тем были и единственными
представителями светской музыки в России...»
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.