С крестом и верой – служить Христу по ту сторону от алтаря
Сейчас много говорят о примерах исламских священнослужителей, в основном из Ирана и Чечни, которые сделали яркую военную, политическую и культурную карьеры. Да что далеко за примерами ходить — один российский Ахмат-Хаджи Кадыров чего стоит.
А чем христиане хуже мусульман? Можно подумать, что монахи Пересвет и Ослябя пришли на Куликово поле не по вере и не по своей воле. Но давайте вспомним лишь о нескольких известных и не очень примерах гражданской деятельности служителей христианской церкви в новейшее время, и не только в России.
Мартин Лютер Кинг младший
Наверное, самый известный в новейшей истории священник, проявивший себя как политик, хотя, скорее, как правозащитник. Потомственный американский баптистский пастор, афроамериканец, добившийся своими проповедями и политикой ненасильственного сопротивления принятия федеральных законов США о равноправии белых и «цветных».
Отличие Мартина Лютера Кинга от других правозащитников в том, что, имея церковный сан, он всегда апеллировал не к вопросу прав каких-либо угнетенных народов, а к общехристианским ценностям. Это давало ему закономерную поддержку у любых слоев преимущественно протестантского американского общества.
Как проповедник Кинг стал известен, в первую очередь, двумя своими речами: «У меня есть мечта», где он, руководствуясь библейскими догматами, обосновал равноправие в США людей разных рас. Вторая — уже последняя проповедь Мартина Лютера Кинга в Мемфисе в Церкви Бога во Христе: «Я нахожусь на вершине горы».
Он произнёс её уже после поступивших ему многочисленных угроз физической расправы, в частности, взрыва автомобиля. В конце речи он произнес пророческую фразу: «Я никого не боюсь. Мои глаза видели славу пришествия Господа».
В тот же день в момент разговора с другим священником Кинг получил на балконе мемфисского отеля пулю из помпового ружья в челюсть, выстрел оказался смертельным. Убийцу нашли довольно быстро, тем более, он уже был у полиции на карандаше из-за совершенных сразу после дембеля краж и грабежей.
После того как преступник скончался от гепатита в тюремной больнице, вдова и дети Кинга выразили его родным соболезнование. В память о Кинге-младшем учрежден федеральный день памяти, в мотеле, где был застрелен проповедник, организован музей защиты гражданских прав.
Кингу посвящены книги, фильмы, песня U2 «Pride». Уже на следующий день после убийства пастора в Мемфисе состоялся мемориальный концерт с участием преимущественно чернокожих исполнителей, организаторами которого были Джимми Хендрикс и Би Би Кинг.
Этот знаменитый джазмен не родственник и не однофамилец убитого Кинга, просто рабам в США рабовладельцы любили давать такого рода издевательские прозвища, как «король». Хендрикс потом жалел, что это устроил: опоздав на концерт из-за того, что белый таксист отказался везти его и ударника Митчелла (белого) в район, охваченный массовыми беспорядками чернокожих.
Хендрикс появился перед уже основательно разгневанной и подогретой алкоголем и наркотиками афроамериканской толпой. Молча вышел на сцену, сыграл инструментальную импровизацию по гармонии квадрата «Мартин Лютер Кинг» и точно так же молча удалился со сцены.
Он думал, что это утихомирит агрессию толпы, но военное чутье подвело бывшего десантника: беспорядки после выступления Хендрикса только усилились: с погромами «белых» магазинов, переворачиванием машин, нападениями на полицейские участки.
Георгий Гапон
Российский священник украинского происхождения, крайне неоднозначная личность. Родился в Белике, Полтавская губерния, в крестьянской семье. Родители были глубоко верующими людьми. Отец будущего расстриги-провокатора, Аполлон Федорович, был волостным писарем, что, теоретически, позволяло ему брать взятки и жить припеваючи, но в силу религиозных убеждений он этого не делал, и семья Гапонов относилась к разряду бедняков.
И отец, и мать Гапона гордились казачьим происхождением, никогда сына не били и учили его смелости, справедливости и уважению к памяти предков. Дед по матери еще с раннего детства учил его грамоте и пересказывал жития святых. Ещё до школы Георгий сказал деду, что сам хочет стать не просто священником, а святым.
В семь лет Гапон пошёл в школу, и на него обратил внимание учитель Закона Божьего, который и направил ученика в Полтавское духовное училище, а затем в духовную семинарию. Уже в юности Гапона посещали еретические мысли о том, что реальный быт христиан не соответствует идеалам религии.
Усугубило настроения Гапона знакомство с трудами Льва Толстого о христианстве. Когда Гапон стал распространять толстовство в семинарии, преподаватели обвинили его в ереси и пригрозили отлучить от церкви, как и самого Толстого.
Но доходное место кладбищенского священника он получил, однако раздавал свои доходы бедным и проводил проповеди с явным социалистическим уклоном. Попав в Санкт-Петербург, Гапон начал проповеди о социальной справедливости в трактирах, где собирались рабочие и нищие, специально ночевал в ночлежках, чтобы на своей шкуре ощутить жизнь низших слоев населения.
Далее Гапон разработал ряд проектов по реабилитации обездоленных, по его мнению, членов общества. Вся карьера Гапона как священника закончилась в 1902 году, когда он совратил несовершеннолетнюю воспитанницу питерского православного приюта. Отправить Гапона в отдаленные места, как это было бы сейчас, через суд не удалось, и ему предложили просто покаяться.
Он не только этого не сделал, но и продолжил жить с малолеткой гражданским браком и обвинил иерархов в предвзятом к нему отношении в связи с его социалистическими взглядами. Удивительно, но Гапона восстановили в сане, несмотря на то, что он продолжил прелюбодеяние.
Сам Гапон признавал потом, что это заслуга тайной полиции, агентом которой он уже тогда был, и она его «отмазала». Охранка хотела создать легальные рабочие организации, и Гапон в Питере был самой подходящей кандидатурой на роль их лидера.
Фактически, Гапон уже сана Церковью был лишен, но продолжал при её молчаливом согласии представляться священником, занимаясь уже только общественной деятельностью. Правда, в 1903 году спровоцировал стачку на Донбассе, за что у него с полицией возникли проблемы.
Казалось бы, чем больше спровоцированных Гапоном выступлений рабочих, тем больше можно гайки закручивать. Апогеем стало спровоцированное Гапоном выступление рабочих на Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, которое привело к восстанию.
Гапон отлично понимал, к чему может привести шествие рабочих, предупреждал и своих кураторов из охранки, и соратников по рабочему движению. Но вынужден был согласиться на пропаганду, которая стала провокацией.
Накануне Кровавого воскресенья Гапон, до этого призывавший к миру, резко изменил свою позицию, заявив рабочим, что у эсеров есть бомбы, после чего написал царю провокационный ультиматум. 9 января Гапон «откосил» по неясным причинам от служения в церкви воскресной литургии и повёл, как говорится в Библии, агнцев на заклание.
Видя, что народ бьёт стёкла в магазинах и что в Питер сгоняются войска, Гапон еще больше вошёл в раж с лозунгом «Свобода или смерть». На демонстрации сам Гапон чуть не был застрелен, но его спас эсер Рутенберг, который потащил его на квартиру Горького. Там пьяный Гапон в присутствии двух свидетелей отрекся публично от Церкви.
Протрезвев, Гапон «стал иноагентом», укатив в Женеву, а, уже вернувшись на родину, поступил на службу в полицию именно в отдел, занимавшийся боевиками-революционерами. Когда Рутенберг через сеть «кротов» в силовых структурах узнал о новом месте работы расстриги, он пригласил его на деловой разговор на свою дачу под Парголово, по Петрозаводскому направлению. И там он вместе с подельниками удавил «крысу» веревкой и подвесил на торчащий из стены крюк.
Эксл Роуз
Пасынок пятидесятнического американского пастора, закончил, помимо светской, воскресную школу. В юности он был сначала певчим в церкви и уже тогда проявил уникальный диапазон вокала. Затем пианистом, потом преподавал в своей же воскресной школе Закон Божий, наконец, стал лауреатом конкурса юных проповедников штата Индиана.
Но что-то пошло не так: 16-летний Брюс (именно таково его настоящее имя) узнал о том, что отчим — не его настоящий отец, разругался с ним, ушёл из дома, вступил на путь хулиганства, пьянства, драк и мелких краж. В результате стал известен как вокалист и автор текстов хард-рок группы Guns N’Roses.
Впоследствии Роуз отзывался о христианстве весьма уклончиво и к тому же был ярым гомофобом. Это, впрочем, не мешало предпринимателю от рок-музыки Роузу выступать вместе с Элтоном Джоном, с его небезызвестной ориентацией.
Три самых известных клипа «Ганзов», «иллюзорная трилогия», снятые режиссером-католиком Энди Мораханом, были перегружены католической символикой. Второй клип, November Rain, под песню которого до сих пор в современной России совершаются свадебные церемонии, был перегружен в особенности.
Да, клип снискал любовь народную из-за своей трогательности, что аж плакать хочется. Только во времена инквизиции католический костёл бы не дал время поплакать Морахану, Роузу и Слэшу, авторам коллективного сценария. Враз бы на костер отправились за многие нарушения ортодоксального католицизма.
Неканоническая икона Иисуса Христа, плачущего кровавыми слезами, и совсем еретическое распятие женщины с обломанной левой стороной тела — это ещё цветочки, хотя и за них бы во времена Святой Инквизиции были бы проблемы.
После «Иллюзорной трилогии» Роуз не возвращался к теме христианства ни в песнях, ни в видеоклипах, в интервью старательно ее обходил. Вероятнее всего, бывший проповедник стал атеистом.
Ион Крянгэ
Как и предыдущий герой статьи, фактически поп-расстрига. Только у первого это было добровольно и из-за непотребного для протестанта поведения, второй же никому гитарами головы не разбивал, лишён был сана из-за конфликта с иерархами Румынской православной церкви.
До лишения сана был дьяконом, сын малограмотных родителей-крестьян. Известен литературной и этнографической деятельностью, главным образом, собиранием по селам румынских Молдовы и Буковины материалов для литературного написания сказок.
Крянгэ придерживался политической идеологии молдовенизма, выступал за автономию Молдовы и Буковины в составе Румынии. Отдельной темой разговора являются его «запретные сказки», которые изобиловали матом и долгое время были доступны только филологам.
Интересно, что Крянгэ был удивительно похож на другого расстригу, вышеупомянутого Гапона. Только память о себе они оставили диаметрально противоположную.
Алексей Матееич
Настоящая фамилия Матвеевич, вероятнее всего, южнославянского происхождения. Потомственный православный священник из Бессарабской губернии, Каушаны. Образование — Кишиневская духовная семинария, Киевская духовная академия. Преподавал греческий язык в Кишиневской духовной семинарии.
В отличие от предыдущих героев статьи, служил и, видимо, принимал участие в боевых действиях, хотя для военного священника Русской императорской армии брать в руки оружие было не обязательно. Награжден императорским орденом св. Анны 3-й степени за отвагу и мужество.
Матеевича призвали на Первую мировую в порядке общей мобилизации. Сведения о его службе отрывочные, известно, что он побывал на Галицком и Румынском фронтах. Находясь на побывке, он написал ряд фундаментальных трудов по теологии и этнографии.
Помимо этого, Матеевич сочинил завершенное примерно за три дня стихотворение «Лимба ноастрэ е комоарэ» (в переводе на русский «Наш язык – сокровище»), которое сейчас является официальным текстом государственного гимна Молдовы.
Последние произведения Матеевича были написаны уже на русском языке. Наиболее известное — это монография по религиозным взглядам Льва Толстого и пронзительное стихотворение «Я вижу распад», где он прогнозировал гражданскую войну и кровавые межнациональные конфликты в Российской империи. Так, в целом, всё и произошло, только Матеевич всего этого уже не увидел, если только с того света.
Он отправился снова на фронт добровольцем, скончался от сыпного тифа, будучи из-за болезни эвакуированным с передовой, в 1-й Кишинёвской больнице в возрасте 29 лет. Памятник на Центральном кладбище Кишинёва ему выполнял скульптор Александру Плэмэдялэ, по стечению обстоятельств — сын православного священника.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Спецслужбы всегда и везде использовали мразей. Религия, как самый простой путь к душе и чаяниям. На этом фундаменте и основах всё гадкое и вползает в сознание. Как в кулинарии добавляют разные вкусовые добавки.
Всяческие службы нужны силам зла, они так самоутверждаются в своей всемогущести. Добру же службы не нужны, Добро творит Добро безвозмездно, потому что оно Добро
Проблема лишь в том, что у каждой социальной прослойки любого общества представление о ДОБРЕ и количественном его распределении, как правило, очень резко отличаются...