Российское освоение Арктики: таких технологий нигде больше нет
В среду Президент Владимир Путин провел совещание по вопросам развития Арктической зоны России. В условиях санкционного давления Запада, адаптации российской экономики к новым условиям и переориентации на Восток основных экспортных ресурсов освоение Арктики выходит на первый план и открывает огромные возможности.
Путин торопил: "С учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления всем проектам и планам, связанным с Арктикой, нам необходимо уделять особое внимание, не откладывать их, не сдвигать вправо, а, напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам".
Президент назвал три основных направления развития Российской Арктики. Первое – это развитие Северного морского пути. Строительство новых ледоколов, грузового флота, судов-газовозов, создание современной портовой инфраструктуры, спутниковых систем мониторинга и навигации. Второе – импортозамещение в строительстве оборудования для арктических портов, судов и промышленных предприятий. Третье – забота об экологии Арктики при ее промышленного освоении. Сохранение биоразнообразия и сбережение хрупких арктических экосистем.
Отдельно президент остановился на большом проекте – строительстве Северного широтного хода в Ямало-Ненецком округе. Запуск этой железнодорожной ветки позволит разгрузить БАМ и Транссиб и увеличить грузопоток на восток в целом. Как осваиваем Арктику, что уже реализовано и что в планах?
Говорят, накануне были пурга и туман, но мы ворвались в небольшое солнечное окно и прилетели на Гыданский полуостров, чтобы посмотреть, как и что тут строится. Жизнь на юге Карского моря буквально кипит. Ледоколы, сухогрузы стоят в очереди.
На побережье Обской губы, противоположном от ставшего уже знаменитым с его газовыми хранилищами в виде банок сгущенки проекта "Ямал СПГ", раскинулась стройка "Арктик СПГ 2" с романтичным названием "Терминал Утренний". Оборудование – за малым исключением – российское, а стройка – интернациональная -15 тысяч рабочих. Монтаж агрегатов газомоторной станции – на сербах.
Добывать газ здесь будут из месторождения Утреннее, открытого в 1979 году. Геологоразведочные работы продолжаются. Буровые – уникальные, разрабатывались специально для Ямала совместно "Уралмашем" и компанией "НОВАТЭК".
Снаружи может быть и минус 50 градусов, а внутри всегда плюс 10. Таких установок в мире больше нет. Автоматизация – полная. Средний возраст бурильщиков – 30 лет.
Для управления давлением над скважиной – фонтанная арматура, которую здесь называют "елкой". Все тоже отечественное – из Воронежа и Гусь-Хрустального. С куста газ по трубам будет попадать на установки для первичной очистки, а дальше на заводы. Здесь вечная мерзлота, поэтому для снижения затрат их строят за две с лишним тысячи километров, под Мурманском.
На неделе прибыли турбины для плавучего завода. А вот большие металлические конструкции изготавливают здесь же, в огромном цеху на берегу Кольского залива. Из них собирают заводы на построенных тоже здесь гигантских плавучих бетонных платформах. У основания гравитационного типа – та же плавучесть, что и у любого судна. По мере заполнения дока водой действует сила Архимеда, которая выталкивает эту массу со всеми верхними конструкциями на поверхность. Потом с помощью балластной системы платформу выровняют, установят на ровный киль и с помощью буксиров выведут из дока. В результате получается плавучий завод с самыми большими в мире мембранными резервуарами для СПГ, который отправится к месторождению на Гыданском полуострове.
Уникальность платформы состоит в том, что все – сжижение, хранение и отгрузка – будет происходить в одном месте. Фактически гравитационная платформа — это искусственный остров, которому не страшно движение арктических льдов.
Каждая из трех технологических линий должна будет производить по 6,6 миллиона тонн. Сжиженный газ удерживается при температуре минус 163 градуса. В этом арктический климат, конечно, помогает — удешевляет производство за счет естественного охлаждения.
Реализуемые на "Ямале СПГ" проекты уже сегодня обеспечивают более половины грузоперевозок Северного морского пути. Рынок сниженного газа растет. Планета переходит на более чистую энергию, и благодаря таким масштабным проектам Россия успевает подстроиться под спрос, развивая внутреннее производство.
Стоя на берегу Обской губы, на побережье, по сути, Северного Ледовитого океана, и глядя на эту стройку, понимаешь, что таких технологий комплексного освоения Арктики – с очень чутким, бережным отношением к ее природе – пожалуй, нигде в мире больше и нет.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.