С середины декабря хитом мировых и российских новостных
агентств стали сообщения о передаче Россией и опубликование в открытой
печати проектов соглашений о гарантиях безопасности от США и НАТО,
которые уже назвали ультиматумом России коллективному Западу. Суть
предложений – прекратить расширение НАТО на восток, вывести военных и
вооружения из угрожающих российской безопасности зон и дать юридически
закрепленные гарантии безопасности.
В этой связи не так важен сам текст соглашений, а какие
цели преследует Москва, на каком фоне разворачиваются эти неординарные
события и что послужило спусковым крючком к началу этой кампании.
Как
ни странно, инициировал все это Байден, убедившийся весной этого года,
что Россия готова силой закрыть не только вопрос Украины, а продвинуться
и дальше в европейском направлении. Он позвонил Путину и предложил
встретиться для обсуждения вопросов стратегической стабильности, которая
состоялась в июне в Женеве. О чем договорились на ней – точно
неизвестно, но осенью вновь начала раскручиваться военная истерия, что
Россия вот-вот нападет на Украину.
На расширенном заседании
коллегии МИДа 18 ноября Путин заявил о необходимости добиться от стран
НАТО долгосрочных гарантий обеспечения безопасности России. Байден вновь
позвонил Путину и предложил встретиться, онлайн-конференция по
стратегической стабильности состоялась 7 декабря, и по ее результатам
Путин обещал в течение недели направить американцам российские
предложения.
В этот срок все было выполнено, и 15 декабря
российский МИД передал предложения США и опубликовал их, пойдя на
беспрецедентный шаг в дипломатии и вынуждая Запад публично принять их
или отказаться.
Москва продемонстрировала, что кулуарно
договариваться не хочет, и США поставлены в условия, когда им также
придется отвечать публично. К тому же, отправляя предложения, российский
МИД заявил, что их нельзя долго обсуждать и изменять, а можно только
принять или не принять.
Между прочим, текст российских
предложений составлен очень четко и аргументировано, и за неделю такой
документ сделать вряд ли возможно, очень вероятно, что он был составлен
заранее.
Итак, инициатором переговоров дважды выступила не
Россия, а американская сторона, и ее что-то очень серьезно волнует,
заставляя идти на такие шаги.
К тому же Путин перед переговорами
с Байденом провел онлайн-конференцию с китайским лидером Си Цзиньпином и
в Дели встретился с лидером Индии Моди, без публичного раскрытия
предмета переговоров.
Все это не могло не насторожить американцев в свете их обостряющихся отношений с Китаем.
Активная позиция России После передачи американцам проекта соглашений риторика российской стороны только ужесточалась.
Москва
с каждым днем усиливала нажим, повышая ставки и настаивая на скорейшем
ответе на ее предложения, в противном случае грозилась дать военный и
военно-технический ответ, конкретно не раскрывая его содержание.
Следует также обратить внимание, кто осуществляет этот нажим.
Это
не президент и не главы силовых ведомств, и даже не министр иностранных
дел, а его заместители Рябков, Грушко, Руденко, Гаврилов, и главная
роль была отведена Рябкову, напоминающего своими подходами главу
советского МИДа Громыко, прославившегося своим «нет».
На своем
брифинге 17 декабря Рябков рассказал много интересного о российской
позиции. Он заявил, что российские предложения – «не меню в ресторане» и
в них нельзя одни пункты оставлять, а другие вычеркивать, предложил
Западу дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО о возможности
вступления Украины и Грузии в НАТО, предложил уже 18 декабря начать в
Женеве переговоры на базе переданных проектов соглашений, посоветовал
европейцам отойти от утвердившихся антироссийских клише, а отношения
России и Запада строить с чистого листа на базе российских предложений.
Грушко, в свою очередь, 19 декабря уточнил:
«Мы готовы разговаривать о том, чтобы военный сценарий или
военно-технический сценарий перевести в некий политический процесс… а
если этого не получится, то мы уже обозначили им, тогда мы тоже перейдем
в вот этот режим создания контругроз». Он подчеркнул, что своими предложениями
«Мы бросили камень в болото» и
«Надо, чтобы задумались, наконец, и европейцы, если они не хотят
превратить свой континент в арену вот такого военного противостояния». Рябков 20 декабря отметил, что промедление недопустимо:
«Я думаю, они попытаются перевести все это в вялотекущий процесс…
поэтому мы не можем медлить и готовы сразу приступить к переговорам». Руденко
увязал соглашения и с Украиной, достигшей точки кипения, которая
действительно вынуждает к принятию определенных радикальных шагов,
ведущих к военным и военно-техническим решениям.
Гаврилов на переговорах в Вене 21 декабря по вопросам военной безопасности заявил:
«Все всё прекрасно понимают, наступает в отношениях России и НАТО
момент истины. Нельзя постоянно наступать на больные точки России, нужно
определяться... необходимо предпринимать конкретные политические
действия, в противном случае альтернатива – военно-технический и военный
ответы России». Он подчеркнул, что Россия ни при каких
условиях не допустит размещения инфраструктуры НАТО на Украине и Грузии –
«Лиса больше лазить в курятник не будет, потому что вместо лисодава уже
вырос большой волкодав», подразумевая под лисой Запад.
Тон
высказывания российских дипломатов с каждым днем становился все более
жестким, он поддерживался и на федеральных каналах в политических
ток-шоу, нагнетающих обстановку, приближающуюся ко временам Карибского
кризиса.
Отреагировал и президент, 21 декабря на коллегии Минобороны он заявил:
«Разумеется, как уже отмечал, в случае продолжения явно агрессивной
линии западных коллег, мы будем предпринимать адекватные ответные
военно-технические меры, на недружественные шаги – жестко реагировать». Путин
предупредил, что попытка Запада заболтать эти документы не пройдет, и
Россия не остановится перед принятием серьезных мер.
На своей
ежегодной пресс-конференции 23 декабря президент подчеркнул, что для
России неприемлемо расширение НАТО к ее границам, и он в жесткой форме
заявил, что гарантии должны быть даны «немедленно и сейчас».
На
всех уровнях Россия показывала, что терпеть сложившуюся ситуацию с
наступлением Запада на ее жизненно важные интересы дальше не намерена и
отступать от изложенных в соглашениях предложений не собирается,
постоянно намекая на неизбежный в случае отказа военный и
военно-технический ответ, который очень не понравится США и их
союзникам, чем еще более интриговала их.
Документы составлены
так, что не подразумевает положительного ответа, западная элита не может
признать такого сокрушительного поражения. России, по всей видимости,
только этого и надо, у неё потом будут развязаны руки для принятия любых
решений.
Реакция Запада На удивление в Белом доме
спокойно восприняли российские предложения, что говорило не в пользу их
неожиданности для США. Не исключено, что это был один из элементов
легализации договоренности Путина и Байдена. Пресс-секретарь Псаки
заявила, что эти материалы США обсудят со своими союзниками, и выразила
надежду, что с Москвой удастся договориться.
При этом часть
сенаторов и конгрессменов потребовали не вести никаких переговоров с
Россией и не идти ей на уступки. Тем не менее контакты между Москвой и
Вашингтоном продолжились на уровне помощника Путина Ушакова и советника
Байдена Салливана, и Госдеп сообщил, что Москве будет представлен
американский список «обеспокоенностей». К тому же Байден после разговора
с Путиным дал понять, что есть США, Россия и все остальные страны НАТО,
и им стоит задуматься, как решать насущные проблемы.
Такой
подход насторожил европейцев, и все те, кто ни за что не отвечает,
начали подтявкивать, особенно отличились «прибалтийские тигры» и поляки.
Поскольку Евросоюз оказывался вообще вне игры, от его имени Баррель
заявил и необходимости этой структуры быть полноправным участником
переговоров, а европейские союзники НАТО заняли жесткую позицию
неприятия российских предложений и отказа от любого диалога с Россией.
Генсек НАТО Столтенберг безапелляционно заявил:
«Мы никогда не пойдем на компромисс ни в отношении безопасности своих
союзников, ни в отношении права каждой страны, включая Украину, решать
свою собственную судьбу». Но вся эта трескотня политических
пигмеев мало интересует США и Россию, им в ближайшее время предстоит
решать вопрос возможного переустройства современного миропорядка.
В тексте соглашений о безопасности выделяются две статьи (4 и 6) своей жесткой направленностью.
Ст. 4:
«Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27
мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического
договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и
вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к
силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года…»
Эта статья четко описывает сферу влияния России, включающую
не только все постсоветское пространство, а и Восточную Европу, в том
числе Венгрию, Польшу, Чехию, Болгарию, Латвию, Литву, Румынию,
Словакию, Словению, Эстонию, Албанию, Хорватию, Черногорию и Северную
Македонию, вступившие в НАТО после 1997 года. США придется уйти из этих
стран и ликвидировать там свою военную инфраструктуру.
Ст. 6 гласит:
«Участники, являющиеся государствами-членами Организации
Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие
дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также
других государств». Эта статья исключает дальнейшее расширение НАТО и ставит крест на пронатовских амбициях Украины и Грузии.
Все
это говорит о том, что Россия не совсем вежливо предлагают США и НАТО
прекратить любую военную деятельность в Восточной Европе, Закавказье,
Центральной Азии и убираться оттуда, отдав эту сферу России.
Конечно,
для американской элиты смерти подобно отказаться от своей доктрины
мирового доминирования, признать свое поражение и согласиться с уходом
России из орбиты влияния Запада.
В Москве это отлично понимают, в
связи с этим встает естественный вопрос – на что же направлена эта
кампания и какую цель преследует Москва?
Возможные варианты развития ситуации Версия,
что это блеф Путина с расчетом поторговаться с Западом (на что надеются
европейцы и экзальтированная часть элиты США), вряд ли возможна:
российский президент старается играть по-крупному, и выглядеть
пустозвоном ему явно не с руки.
Наиболее вероятны варианты, что у
России есть «козыри в рукаве», с которыми США не могут не считаться. Не
просто так Байден все время напрашивается на встречу и переговоры с
Путиным, уже идет информация, что между ними могут состояться переговоры
и в этом году.
В США – не такая простая ситуация, элита
расколота, и рейтинг Байдена и его окружения падает, в стране невиданная
инфляция, и экономика стагнирует. Китай уже наступает на пятки не
только в экономической, а и в военной сфере. Средств для поддержания
своей гегемонии во всем мире у США уже нет, и это вынуждает их искать
пути «красивого» отступления без потери лица.
Москва, по всей
видимости, ищет способы восстановления своего влияния с учетом этих
факторов и предупреждает американцев, что лучше договориться сейчас.
Если они не пойдут на российские условия, то могут наступить необратимые
процессы с обострением обстановки, и условия будут еще более жесткие.
Россия
слишком долго отступала, а сейчас достигла такого уровня военной мощи,
что может с позиции силы на равных говорить с американцами.
Для
того чтобы США серьезно отнеслись к требованиям России, ей необходимо
создавать угрозы не для европейских и прочих сателлитов американцев (они
их ни во что не ставят и при первой необходимости тут же сдадут), а
именно неприемлемые для США угрозы в стратегических и жизненно важных
болевых точках.
Такие возможности у России сегодня имеются: это и гиперзвуковое оружие,
возможности размещения стратегических сил в подбрюшье США в Венесуэле,
Никарагуа или на Кубе, дислокация стратегического подводного флота и тех же «Посейдонов» у американского побережья с угрозой в случае необходимости полного уничтожения слабеющего гегемона.
Неоднократные
заявления Москвы, что при отказе США от договоренностей по безопасности
она использует для убеждения военную и военно-техническую мощь, вряд ли
пустые слова, и американцы понимают это.
Имперский дух России
просыпается, и она начинает столбить свою зону жизненных интересов,
показывая США, что их гегемонизм подходит к концу.
Неожиданный удар по США Россия может нанести и в совершенно другой сфере.
Участившиеся
контакты с лидерами Китая, Индии и Ирана говорят о возможности
формирования на базе этих стран экономического антизападного блока со
своим замкнутым рынком с более чем трехмиллиардным населением, уходом от
использования в расчетах доллара и созданием своей валютной зоны. Это
уже будут претензии на новую Ялту и передел мира, где США выступят в
качестве проигравшего, и новый миропорядок будет устанавливаться за их
счет.
Россия сделала серьезную заявку на свое лидерство,
предъявив весомые претензии коллективному Западу (фактически ультиматум)
по обеспечению ее безопасности с угрозой применения силы при отказе от
предлагаемых договоренностей. Неприменение заявленных жестких мер станет
для России катастрофой с потерей своего лица на международной арене и
внутри страны. В данной ситуации Москве необходимо будет конкретными
действиями подтвердить свой ультиматум, не втягиваясь в затяжной
конфликт и нанеся Западу удар в самом неожиданном месте, показав, что
она готова отстаивать свои интересы всеми доступными методами и
средствами.
Для нанесения такого удара нужна консолидация внутри
России и готовность общества идти на неизбежные издержки и потери.
Большинство народа наверняка поддержит такую линию, а в среде элиты
далеко не все так однозначно.
Слишком много еще в структурах
власти компрадорской и продажной элиты, смотрящей в сторону Запада и
держащей там свои активы. В любой момент они будут готовы ударить в
спину, и для исключения такой возможности предстоит неизбежная зачистка
«пятой колонны». В целях обеспечения интересов государства Путину
предстоит делать выбор далеко не в пользу властного окружения, как это
ему пришлось делать ровно два года назад, удаляя из власти слишком уж
ненадежных соратников.
Предполагаю, что в январе-феврале он в
своем очередном ежегодном послании Федеральному собранию объявит о
серьезных изменениях в структурах государственной власти и шагах по
противодействию проискам западных «партнеров», необходимых для
реализации планов по безопасности и выводу России на лидирующие позиции в
мире.
Без таких шагов расширение «жизненного пространства»
никак не может быть обеспечено, и в скором времени мы увидим, насколько
верховная власть готова идти на радикальные меры внутри страны и в
противостоянии с Западом.
Юрий Апухтин
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|