Медицина не сразу стала самостоятельной наукой. А профессия врача
выкристаллизовывалась тысячи лет из разных профессий. Сначала знахари и
волшебники, ворожеи и колдуны пытались укротить злых духов. Позже
считалось, что болезни насылаются на человека в наказание за грехи, и
священники молились о прощении и исцелении.
И лишь со временем обрисовалась фигура человека, который занимался
исключительно телом больного. Религии не всегда приветствовали его
деяния, но уже в библейские времена о враче говорится как об исполнителе
божьей воли: «И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не
удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает
успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог подать им больному
облегчение и исцеление к продолжению жизни».
Кузнецу не тыкают
Человек у наковальни издавна считался исцелителем. Не случайно у
лекарей и кузнецов одни и те же небесные покровители – Козьма и Дамиан.
Загадочное ремесло кузнеца, его орудия труда у всех народов были
окружены тайной, а его волшебная сила вызывала мистический страх.
Финская пословица до сих пор гласит: «Кузнецу не тыкают».
Общественная значимость этой профессии испокон веков была велика,
возможно, ещё и потому, что единственным ремесленником среди богов
разных религий был кузнец: у греков это Гефест, у римлян – Вулкан, у
славян – Сварог.
Сомнений не было: кузнецам покровительствуют сверхъестественные силы.
Потому человек с молотом в руке умел избавлять от болезней и злых
духов. Этому служили магические обряды. Например, ровно в полночь
больного клали на наковальню, и кузнец со словами ритуальных заклинаний,
размахнувшись изо всех сил, заносил над беднягой молот, останавливая
его буквально в нескольких сантиметрах над местом, где гнездилась
немочь.
В компетенцию кузнецов входили и заключение брака, и рождение детей. В
древней летописи 1114 года можно прочесть: «Тот же Фиоста (он же
Сварог) закон издал… одному мужчине одну жену иметь и жене за одного
мужа выходить, если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь
огненную, того ради прозвали Сварогом». Кстати, в этом же документе
содержится запрет на однополый брак и скотоложство.
В фольклоре часто встречается сюжет о кузнеце, кующем свадебный венец
и обручальные кольца, он же делал молодожёнам амулеты на рождение
многочисленного потомства. Ему также приписывался магический дар
«перековывать старого в молодого».
Его орудия труда почитались сами по себе. Пройдя долгий путь
усовершенствования, эти тяжёлые и грубые предметы превратились в
инструменты, позже нашедшие применение в медицине, в частности, в
хирургии и стоматологии.
Но даже в усовершенствованном виде древние стоматологические щипцы
причиняли больному страшные мучения. Чтобы облегчить его страдания,
перед удалением зуба пациента либо напаивали до полного бесчувствия,
либо применяли рауш-наркоз – оглушали ударом тупого предмета по голове.
Вас побрить иль кровь пустить?
Всего 200–300 лет назад фактическую роль фармацевта выполнял простой
коробейник, акушера-гинеколога – бабка-повитуха, а практикующими
лекарями были цирюльники. Древнейшей процедурой, которой они владели,
было кровопускание. Полагали, что во время болезни кровь человека
загрязняется и, пока на смену ей не придёт здоровая, с хворью не
справиться. Чем тяжелее было заболевание, тем больше крови следовало
выпустить.
Считалось, что хорошая кровь заменяет плохую в течение всего лишь
нескольких часов, поэтому кровопускание проходило в очень агрессивной
форме. Жан-Батист Мольер, имея в виду подобное «врачевание», писал:
«Почти все люди умирают не от болезней, а от лечения». В Толковом
словаре Владимира Даля находим: «Та душа не жива, что по лекарям пошла».
И всё же многие цирюльники ставили банки, вправляли вывихи и
переломы, обрабатывали раны и проводили ампутацию. Там, где не хватало
учёных врачей, цирюльники ещё и надзирали за публичными домами,
лепрозориями, чумными лазаретами.
Довольно долго врачи и цирюльники практиковали параллельно. В средние
века начали складываться корпорации «образованных» врачей, где иерархию
возглавляли придворные лекари. Ниже стояли врачи, лечившие горожан за
плату. Несмотря на образование, арсенал медицинских приёмов не слишком
отличал их от цирюльников. Диагноз ставился на основе наблюдений за
пульсом и мочой, а главными методами лечения были всё те же
кровопускания и очищение желудка.
О том, что примерно так же обстояли дела в России XVIII века, есть
свидетельство в пушкинской «Капитанской дочке»: «Меня лечил полковой
цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было…» Трудная доля хирургов
Банщики составляли с цирюльниками единый цех. Именно из их среды
впоследствии вышли хирурги – медики наиболее востребованной
специальности во времена непрекращающихся войн.
Увы, возможно, именно близость к корпорации
банщиков-цирюльников-брадобреев (иногда всех в одном лице) ставила
хирургов в незавидное положение. В правовом отношении хирургия
оказывалась самым слабым звеном медицины, хотя в действительности была
одной из самых продвинутых. Корпорации хирургов исторически считались по
статусу существенно ниже учёных врачей.
Это связано и с тем, что в сознании общества профессия банщика
ассоциировалась с нечистотой – ведь он выполнял ампутации и вскрывал
нарывы.
Средневековый банщик-лекарь вовсе не был неучем. После восьмилетнего
срока ученичества он сдавал экзамен комиссии из банщиков-старейшин и
докторов медицины во главе с представителями городского совета.
Около 1500 года в Кёльне был учреждён цех врачей-хирургов из числа
банщиков. В XVII веке в Баварии при княжеском дворе была открыта Банная
школа, готовившая хирургов и полевых врачей, впоследствии они стали
называться земскими врачами.
Всемогущая баня
Отец истории Геродот считал, что бани у разных народов появились одновременно. Их прообразом были природные горячие источники.
Благодаря Геродоту сохранилось описание скифской бани – сооружения из
шкур животных, натянутых на деревянные жерди. В его центре стоял чан с
раскалёнными камнями, куда ссыпали конопляное семя, дающее пар.
Баня – известный атрибут античной культуры – была заимствована на
Востоке, вероятно, благодаря походам Александра Македонского. Сегодня
считают, что стройная система гигиены тела родилась в Древнем Египте.
Бани там были общедоступны, а чистоплотность считалась всеобщей нормой
жизни. Жрецы посещали баню четыре раза в день!
Древние греки с истовой страстью занимались спортом и соблюдали
чистоту; каждое учебное заведение располагало бассейном. В огромных
древнеримских банях располагались целые комплексы учреждений, включая
бассейны, помещения для спорта, культурного досуга и увеселений. Здесь
не только мылись, но и вели беседы, заключали сделки, устраивали
спортивные состязания, читали стихи и пировали.
Традиции продолжались до позднего средневековья, когда религия
назвала бани рассадником разврата, а врачи – источником болезней.
Уровень гигиены существенно снизился – в это время «грим и пудра
вытесняют мыло».
Взлёты и падения банной культуры не сильно затронули Россию, где баня
не обрела значения культурного центра. Однако славяне с древнейших
времён чтили стихии огня и воды, и баня виделась местом пребывания
тайных жизненных сил. Больное человеческое тело считалось на Руси
сочетанием кости, мышцы и хвори, а пар и горячая вода – средством
отделения их друг от друга и вытеснения из тела хвори.
Так что и наши предки испокон века лечились в бане, причём постепенно
сложились специализации: лекарь-костоправ и лекарь-травник.
Массаж и чудесные камни
Костоправы сосредоточились на опорно-двигательном аппарате. В большей
или меньшей степени они владели массажем и хиропрактикой, приёмами
вытяжения и «правки» суставов и позвоночника. В XVII веке в русской
армии бытовали костоправы, которые в действительности занимались
хирургией. Как правило, они происходили из стрельцов и, имея военный
опыт, умели удалять пули и ампутировать. Само слово «массаж» в переводе с
греческого означает «мять, месить, поглаживать».
Совершая большие пешие переходы со стадами, пастухи вправляли суставы
овцам и коровам, обретали представления об анатомии животных, которые
впоследствии могли пригодиться и для помощи людям.
Наблюдали они и за тем, какими травами лечатся звери, и пробовали
действие растений на себе. Земледельцы примечали, какие из них помогают
при жаре, какие –при болях, а какие останавливают кровотечения.
И не было времён, когда наряду с полезными снадобьями не продавались
бы лекарства «от всех болезней» –«золотая вода» для омоложения,
«ханаанский бальзам» для парализованных и «чудесные камни» от сглаза,
бесплодия и ядов…
Как ни шокирует этот факт, но формировать фундамент медицинских
понятий помогали… палачи. Известно, что именно они оказывали заключённым
медицинскую помощь. Но главное, имея дело с орудиями казни и пыток, они
познавали физиологию человеческого тела; у них также была возможность
изучать анатомию на трупах, ведь в течение долгих периодов истории это
было запрещено.
Ценой долгих поисков, нелепых заблуждений, жестоких экспериментов
поколения создавали науку о лечении человека. Оглядываясь на ушедшие
эпохи, поблагодарим сегодняшних врачей хотя бы за то, что они всё меньше
походят на кузнецов, цирюльников, пастухов и… прочих представителей
рода человеческого, ближе всех подобравшихся к тайнам нашего организма.
Ирина Винокурова
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|