После легендарного путешествия к египетскому оракулу Сива Александр Македонский стал гораздо большим, чем простой смертный.
Когда Александр Македонский вторгся в Египет, он уже был героем и великим полководцем. Тем не менее, во время своего короткого пребывания в Египте он пережил нечто, что, по-видимому, оказало на него глубокое влияние, на всю оставшуюся жизнь. Это событие, точная природа которого окутана легендами, произошло, когда Александр Македонский посетил Оракула в Сиве. В то время оракул в Сиве был одним из самых знаменитых оракулов в Восточном Средиземноморье. Здесь Александр Македонский вышел за пределы человеческого царства и стал если не богом, то сыном одного из них.
Александр Македонский вторгается в Египет
В 334 году до н.э. Александр Македонский пересек Геллеспонт и начал свое вторжение в могущественную Персидскую империю. После двух великих битв и нескольких осад Александр Македонский захватил большую часть территории Персии в Анатолии, Сирии и Леванте. Вместо того, чтобы продвигаться на восток, в сердце Персидской империи, он направил свою армию на юг, в Египет. Завоевание Египта было необходимо Александру Македонскому, чтобы обезопасить свои линии связи. Персия все еще обладала мощным флотом, который мог угрожать Греции и Македонии, поэтому Александру нужно было уничтожить все его базы. Египет также был богатой страной, и Александру нужны были деньги.
Египтян давно раздражало персидское владычество, поэтому они приветствовали Александра как освободителя и не предпринимали заметных попыток сопротивления. Во время своего пребывания в Египте Александр не только реформировал сбор налогов и основал город Александрию-но и восстановил храмы египетских богов, принес традиционные жертвоприношения фараонам. Стремясь еще больше узаконить свое правление и пойти по стопам героев и завоевателей прошлого, Александр Македонский также решил посетить Оракула в Сиве.
История Оракула в Сиве
Оракул в Сиве находился в глубокой впадине, известной как оазис Сива, который расположен в изолированной части пустыни у северо-западной границы с Ливией. Первые признаки египетского присутствия относятся к 19-й династии, когда в оазисе был построена крепость. Во времена 26-й династии фараон Амасис (570-526 гг. до н.э.) построил святилище Амона в оазисе, чтобы утвердить египетский контроль. Амон был одним из главных египетских богов, которому поклонялись как царю богов. Однако в храме мало египетского архитектурного влияния, что, возможно, указывает на то, что местные религиозные обряды были лишь поверхностно египтизированы.
Первыми греческими посетителями оракула в Сиве были путешественники по караванным путям из Киренаики в конце 6 века. Весьма впечатленные тем, что они обнаружили, они распространили славу оракула по всему греческому миру. Греки приравнивали Амона к Зевсу и называли бога, которому поклонялись в Сиве, Амоном-Зевсом. Лидийский царь Крез (560-546 гг. до н.э.), союзник фараона Амасиса, приносил жертвы в Сиве этому божеству, в то время как греческий поэт Пиндар (около 522-445 гг. до н.э.) посвятил богу оду и статую, а афинский полководец Кимон (около 510-450 гг. до н.э.) искал его руководства. Греки также включили Оракул в Сиве в свои легенды, утверждая, что храм был основан Дионисом, его посетили Геракл и Персей, и что первая сивилла храма была сестрой сивиллы в храме в Додоне в Греции.
В поисках оракула в Сиве
Две стороны клепсидры или водяных часов, изображающих Александра Македонского в роли фараона, делающего подношение божеству, около 332-323 гг. до н.э., Британский музей Мотивы Александра Македонского для поиска оракула в Сиве, вероятно, были двоякими. Он хотел узаконить свое правление в глазах египтян, действуя как фараон, и надеялся, что Оракул в Сиве объявит, что он по праву владеет Египтом. Также вероятно, что, поскольку Оракул в Сиве находился на границе с Египтом, он надеялся, что демонстрация его войск обеспечит хорошее поведение ливийцев и греков Киренаики. Некоторые источники предполагают, что дополнительной мотивацией было желание подражать великим героям прошлого, которые также посещали святилище.
В сопровождении, по крайней мере, части своей армии, Александр Македонский отправился к оракулу в Сиве. Согласно некоторым источникам, ему помогло в походе божественное вмешательство. Обильные дожди утоляли их жажду, и их вели две змеи или вороны после того, как путь был потерян. Такая помощь была необходима, поскольку в древних источниках также говорится, что когда персидский царь Камбиз (ум. 530-522 гг. до н.э.) послал армию, чтобы уничтожить Оракула в Сиве, но все 50 000 человек были поглощены пустыней.
Александр Македонский, преклонивший колени перед первосвященником Амона, Франческо Сальвиати, около 1530-1535, Источники сходятся во мнении, что Александр Македонский был поражен красотой оазиса и святилища Оракула в Сиве. Существует три основных источника о жизни Александра Македонского, которые были написаны Аррианом (около 86 - 160 гг. н.э.), Плутархом (46-119 гг. н.э.) и Квинтом Курцием Руфом (около 1 века н.э.). Из этих трех рассказ Арриана обычно считается наиболее достоверным, поскольку он напрямую опирался на труды полководцев Александра Македонского. Согласно Арриану, Александр Македонский проконсультировался с оракулом в Сиве и получил удовлетворительный ответ. Арриан не сообщает, о чем был задан вопрос или какой ответ он получил.
Плутарх может сказать гораздо больше, но он был философом-морализатором, а не историком. В его рассказе жрец приветствовал Александра Македонского как сына Зевса-Амона и сообщил ему, что он будет владеть мировой империей. Другая версия представлена Квинтом Курцием Руфом, римлянином. По его версии, жрец Амона приветствовал Александра Македонского как сына Амона. Александр ответил, что его человеческая форма заставила его забыть об этом, и спросил о его владычестве над миром и судьбе убийц Филиппа Македонского. Квинт Курций Руф также говорит, что спутники Александра спросили, приемлемо ли для них воздать Александру божественные почести, и получили утвердительный ответ.
Возможные интерпретации оракула в Сиве
Точная природа обмена мнениями между Александром Македонским и жрецом у Оракула в Сиве обсуждалась на протяжении веков. В Древности многие были готовы согласиться с идеей, что Александр Македонский был либо сыном Зевса-Амона, либо богом сам по себе. Однако было и много сомневающихся. Плутарх сообщает, что жрец допустил лингвистическую ошибку, пытаясь поговорить с Александром по-гречески. Вместо того, чтобы обращаться к нему “О Пайдиос”, жрец перепутал произношение и вместо этого сказал “О Пайдион”. Поэтому вместо того, чтобы обращаться к Александру Македонскому как к сыну Зевса-Амона, священник обратился к нему как к СЫНУ Зевса-Амона.
Современные интерпретации обмена мнениями между Александром Македонским и священником у Оракула в Сиве сосредоточены на культурных различиях. Для греков было неслыханно, чтобы царь называл себя богом или сыном бога, хотя некоторые могли бы утверждать, что такой предок у них имелся. Однако в Египте к фараонам довольно часто обращались подобным образом, так что Александр Македонский и македоняне, возможно, просто неправильно поняли. Возможно также, что жрец пытался польстить завоевателю и заручиться его благосклонностью. Сказать Александру Македонскому, что ему суждено завоевать весь мир было очень мудрым и политически целесообразным заявлением.
Александр и Зевс-Аммон
Серебряная тетрадрахма с головой обожествленного Александра, около 286-281 гг. до н.э.; и золотой статер с головой обожествленного Александра, около 281 г. до н.э., После посещения оракула в Сиве Александр Македонский стал изображаться на монетах с рогами барана. Это был символ бога Зевса-Амона, и его можно было бы понять как объявление Александром своей божественности. Это также было бы хорошей политикой, поскольку помогло бы узаконить его правление в Египте и на других территориях Ближнего Востока. Изображения правителей в виде богов или с характеристиками богов были очень распространенными в этих частях света.
Была и темная сторона, на которую намекали многие древние авторы в своих трудах. По мере того, как завоевания Александра Македонского уводили его все дальше и дальше, его спутники отмечали изменения в поведении. Александр Македонский становился всё более непредсказуемым и деспотичным. Многие видели признаки мании величия и паранойи. Он также начал требовать, чтобы члены его двора совершали акт проскинезии, когда они представали перед ним: почтительное приветствие, при котором человек опускался на землю, чтобы поцеловать ноги или руки уважаемого человека. Для греков и македонян такой акт был "зарезервирован" исключительно для богов. Поведение Александра Македонского обострило отношения между ним и его спутниками до предела. Хотя это, возможно, не являлось прямым результатом обмена мнениями у Оракула в Сиве, все, что там было сказано, несомненно, способствовало и, вероятно, поощряло некоторые безумные идеи, к которым Александр уже был склонен.
Оракул в Сиве после Александра Македонского
Несмотря на свою связь с Александром Македонским, Оракул в Сиве не процветал после смерти завоевателя. Он оставался важным в эллинистический период, и, как говорят, его посещали Ганнибал и римлянин Катон Младший. Однако, когда римский путешественник и географ Страбон посетил примерно в 23 году до н.э., оракул в Сиве был в явном упадке. Последние надписи в святилище относятся ко времени Траяна (98-117 гг. н.э.), когда в этом районе была построена римская крепость. Итак, какое-то время римские императоры все еще почитали это место. После Траяна значение храма продолжало снижаться, и святилище было в значительной степени заброшено. Амону или Зевсу-Амону все еще поклонялись в Сиве на протяжении многих веков. В 708 году н.э. жители Сивы успешно сопротивлялись исламской армии и не принимали ислам до 12-го века; на этом поклонение Амону, или Зевсу-Амону, закончилось.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|