Поезда, джинсы и котлеты: чем знаменита Тверская область
Древний Торжок и героический Ржев. Почему паровозы здесь были самыми быстрыми? Что за тайны до сих пор хранит затопленная колокольня? Как делали лучшие советские джинсы? Все эти удивительные вещи можно узнать самому, проехавшись по Тверской области.
На следующей неделе россиян ждет короткая рабочая неделя. 23 февраля – День защитника Отечества – в этом году приходится на четверг. Так что выходные – с четверга по воскресенье. Хорошая возможность провести время с семьей и отправиться в небольшое путешествие по России. Увидеть потрясающую российскую природу, уникальные исторические места и православные святыни можно в Тверской области.
Было время – он звал на молитву, а сейчас отсчитывает часы. Но и тогда, и теперь его размеренная песня о Великой реке, чей исток совсем рядом, о ее широте и водах, что порой укрывают до колоколен древние храмы и легенды.
"Легенда здесь такая возникла, что на дне находится большой колокол – здесь были когда-то самые большие колокола в Тверской епархии. Он канул на дно, за что-то зацепился и сам по себе звонит, предупреждая о важных событиях – о стихийных бедствиях, о войне", – рассказал историк Сергей Круглов.
С конца 1930-х, когда десятки деревень и городков стали дном водохранилищ, Калязинская колокольня одна осталась на поверхности как напоминание о прежних монастырях и улицах, оставшихся под водой.
С третьего яруса хорошо видно, как пролегала улица. Она упиралась прямо в колокольню. И даже когда все оказалось под водой, звонница продолжала служить путешественникам. Капитаны использовали ее как ориентир для проводки судов. Дорога осталась дорогой.
Гудок паровоза, стук колес и пар, что накрывает вагоны по самые крыши из времен первых путей, когда тверской участок был главным полигоном российских железных дорог. Все первые рекорды скорости – здесь. Еще в 54-м году позапрошлого века паровозы под Тверью раньше всех в Европе разогнали до 120 километров в час.
Линию Москва – Петербург называли главным ходом Николаевской железной дороги, а первый второстепенный появился именно в Тверской губернии. Ветку проложили от Бологого. И сейчас по ней по выходным вместо электрички пускают паровоз.
Вагоны тянет паровая машина, которой через год 70. За 120 километров – до Осташкова и обратно в Бологое – ее топка съедает шесть с половиной тонн угля. В лопатах не посчитать.
Для достоверности здесь даже проводницы в форме тех еще лет. А на полустанках паровозному гудку отвечает вокзальный колокол.
К концу золотого для железных дорог XIX века число пассажиров, проезжающих через Тверь, уже втрое больше, чем ее жителей. И где еще было ставить главный на все времена российский вагоностроительный?
Завод здесь появился всего через пару лет после того как вышел указ перестать закупать для железных дорог Российской империи вагоны французские и немецкие – слишком хлипкие для нашей зимы. Но первый тверской был все же скорее грузопассажирский. Из цеха он вышел с надписью "вмещает 40 человек и 8 лошадей".
Сейчас здесь собирают все российские вагоны под локомотивную тягу. Знакомые двухэтажные и самые современные "Иволги" для Москвы. Это их пневмоподвеска дает плавность хода на любых скоростях. Даже плацкарты теперь с душевыми, а умный вагон, когда у проводника под электронным контролем все системы жизнеобеспечения, новинкой уже и не числится.
Есть идея вернуться к проекту, едва не реализованному еще в 1961-м – расположить купе под углом, елочкой. Инженеры прошлого подсчитали, что так число мест в вагоне можно увеличить в полтора раза.
Из идей и рекордов соткана его история. В кадрах хроники остался уникальный вагон-лаборатория с самолетными турбинами на крыше. Попытка из 1970-х долететь от Питера до Москвы за два с половиной часа.
Земля дороги. Не железной – так тракта. Не посуху, так по воде. Хоть за два поворота, хоть за три моря. Именно от этих берегов отчалил в свой знаменитый путь Афанасий Никитин. Он и сейчас в ладье – смотрит на ту сторону Волги, где о первом русском путешественнике с императором говорил Карамзин.
Имя Афанасия Никитина по-настоящему прогремело в этом кабинете. Николай Карамзин упомянул великое путешествие в начальных главах "Истории государства Российского", которые впервые в присутствии Александра I прочитал здесь, в тверском Императорском дворце.
Воздух будто парящих лестниц, изящество залов и бесконечность анфилад ему возвращали три года. Первый построенный Екатериной за пределами столиц дворец почти весь XX век служил то Красной армии, то исполкому. Столетие его разбивали на конторки, комнатушки и приемные, а когда от них освободили, он, наконец, как прежде задышал.
"Вот это совсем другое ощущение жизни, вот этого шествия XVIII века по анфиладе – вот что появилось во дворце", – говорит директор Тверской картинной галереи Татьяна Каюкина.
Ему вернули и парадный зал зодчего России, того, кто потом покорит Петербург. И гербовый, где официальные символы тверских городов, как гиды, ведут от одной жемчужины этой земли к другой. От короны ее столицы до голубей Торжка, для которого сам Пушкин когда-то по сути составил путеводитель в стихах.
"Александр Сергеевич лучше всех дал советы, на что потратить время в Торжке. Покушать вкусных котлет пожарских или купить подарки своим близким и друзьям", – отметил историк Георгий Семенюк.
Точного рецепта любимых Пушкиным котлет Дарья Пожарская не оставила. Известно, что придумали его впопыхах для нагрянувшего в торжокский трактир императора, подсунув государю вместо заказанных рябчиков перетертую курицу с сухарями.
"Легендарной стала сочность котлеты и ее вот такая суфлеобразная структура, очень мелкая. Потому что изначально через сито протирали мясо куриное и представьте, какая нежная была котлета", – рассказал шеф-повар Максим Сырников.
А в пушкинские времена случайное изобретение Пожарских – уже гастрономический символ Торжка. Правда, мало кому доступный. Порция из двух котлет стоит рубль. По тем временам это была безумная цена.
До XIX века что во Франции, что в России котлета – мясо на косточке. А рубленные благодаря случайно притормозившему здесь государю императору подавать начали именно в Торжке. Так что Пожарские по сути совершили первую русскую революцию в кулинарном искусстве. Cпустя полтора века здесь грянула другая. Да так, что весь Советский Союз вспомнил историческое имя города Калинина.
Почему политбюро утвердило название Тверь – тогда его не существовавшего на картах города – до сих пор не ясно. Но советская джинсовая революция по стране триумфально шествовала под этим именем. С 1983-го Калининская швейная фабрика отшивали молодежную мечту в две смены без выходных.
"В смену за 8 часов 75 человек выпускали 2400 брюк. Каждые 12 секунд выходили брюки с потока", – рассказала технолог калининской швейной фабрики (1975-2015 годы) Нина Симонова.
Оборудование от итальянцев, ткань индийская. Она, как и положено джинсовой, выцветала, что ГОСТу никак не соответствовало. И его изменили специально для брюк из Калинина.
"К концу смены и рабочие и мастера, и начальник цеха ходили все синие – под носом все синие, руки синие. Поэтому выдавали специальное глицериновое мыло, чтобы не было раздражения на руках. Приходилось постоянно мыть", – вспоминает Тамара Смирнова, начальник цеха по пошиву джинсовых брюк с 1983 по 1988 годы.
Когда пошли джинсовые варенки, прямо в цехах раздавали молоко – слишком вредным оказалось производство. Но даже это не давало преференций. Купить без очереди своими руками скроенные джинсы ни одна швея права не имела.
У единственного в городе универмага, где торговали джинсами, порой перекрывали движение автотранспорта – машины не могли просочиться сквозь очередь покупателей. О качестве той продукции судить можно и сейчас. Это брюки 1983 года выпуска. Этикетка давно стерлась, но джинсы до сих пор прочные. Ни швы не разошлись, ни нитки не распустились.
Древнее искусство живет в этих пальцах, как бритвой изрезанных металлическими нитями, когда-то полностью золотыми. Теперь драгоценного металла в них процентов 5-8, но они так же блестят на картинах, украшениях и погонах, как в любые времена.
Вбивать в полотно золото умеют здесь даже швейными машинками. Но знаменитую канитель – только вручную. Крохотные пружинки, придающие вышивке объем и изящество, ни с чем не сравнимое.
Без этих нитей и рук не сверкали бы золотом офицерские мундиры в сценах балов у Бондарчука. Тверская земля – признанная всесоюзная киноплощадка. Ее городки и села снимались и продолжают сниматься. Они играли в "Девчатах" и "Гардемаринах", "Чапаеве" и первом полнометражном еще немом фильме гениального Всеволода Пудовкина.
Большую часть эпизодов фильма "Мать" в 1926 году легендарный Пудовкин снял в Твери. И один из самых удачных эпизодов – на Волжском мосту. Кадры проезда по нему конной царской полиции получились настолько эффектными, что стали эталонными для всего немого кино.
Но бесценными для Твери стали другие. Вот он, уникальный, единственный кинокадр, на котором Спасопреображенский – главный собор города – еще не взорван.
До основания его снесли в 1935-м. Собор, который веками здесь считали местом силы города. И ее спустя почти 90 лет ему возвращают – уже сверкают золотом купола и кресты. Придет время для иконостаса и фресок. Он будет точно таким, как и был – от ширины стен до каждого лика под куполом.
"Сделать так, как это было. И тем самым вот этой свече, этому свечению, вот этому месту силы просто возвращаем образ", – говорит директор благотворительного фонда "Собор" Павел Парамонов.
Он и сейчас уже городская доминанта. Воссозданная святыня, которая встречает каждого. Тверская земля добавляет в коллекцию своих жемчужин еще одну, постепенно к каждой подбирая оправы.
"Это обновление гостиниц, поддержка туристических компаний, которые работают, поддержка малого бизнеса, предпринимателей. Это кафе, ресторанчики, которые сегодня открываются. Это музейное дело, которое есть практически в каждом муниципальном образовании. Это возможность узнать что-то новое. А Тверь – это центральная Россия, это сердце России", – говорит губернатор Тверской области Игорь Руденя.
Над курганом и плитами с тысячами имен бронзовыми крыльями журавлей монумент поднимается над снегами, которые 80 лет уже припорашивают поля боев подо Ржевом. Этот образ они искали в сотнях фотографий, меняя один эскиз на другой, чтобы жертва почти полутора миллионов отразилась в одной душе.
"Мне хотелось, чтобы когда человек подходил к памятнику, солдат заглядывал ему в душу. И мне кажется, что какая то магия эта появилась", – говорит скульптор Андрей Коробцов.
Историю здесь хранят монументы, храмы, улочки старых городов и руки тех, чье искусство даже немому материалу – дереву – способно дать удивительный голос. Это реальная живая тысячелетняя традиция, которую ты держишь в своих руках.
Они научились создавать звуки, которые древность слышала. Единственная в мире фабрика, где не единицами – тысячами в год создают самый русский музыкальный инструмент, гусли. Производство не сложнее гитарного, но путь к музыке куда как короче, даже если слуха отродясь не было. На гуслях сфальшивить невозможно.
"Любой человек через 15 минут может научиться играть свой первый наигрыш. И в этот момент у него открываются глаза и он начинает верить в то, что музыка ему доступна", – отмечает основатель мануфактуры "Мир гуслей" Сергей Горчаков.
Этим звукам – века, а в музыке будто заложен древний код, и когда пальцы касаются струн, те всегда отвечают чем-то до боли знакомым и очень родным.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.