По статистике, летчики штурмовой авиации на войне долго не жили. А вот Леонид Беда (родился 16 августа 1920 г.) совершил 214 боевых вылетов и стал дважды Героем Советского Союза. Его война началась под Сталинградом и закончилась под Кенигсбергом.
Творческий подход
Леонид Игнатьевич Беда родился в Казахстане в крестьянской семье. В 1940 г. он окончил Уральский учительский институт, а вместе с ним — аэроклуб. Надвигалась война, и он выбрал карьеру военного летчика. В 1942 г. Беда был выпущен из Чкаловской авиашколы в Оренбурге и сразу же попал под Сталинград.
«Отец был легендарным летчиком и командиром, его знали многие. И многие стремились воевать, а потом служить под его командованием, — вспоминал сын Леонида Беды, тоже Леонид и тоже военный летчик. — Почему? Его группы всегда успешно выполняли поставленные задачи при минимуме потерь со своей стороны, да и все летчики эскадрильи под его командованием закончили войну в звании Героев Советского Союза. Причина такого успеха, по-моему, в том, что отец, от природы склонный к математике и анализу, получив педагогическое образование, был настоящим учителем на фронте для своих летчиков. Хоть возраст у него и был чуть за 20, он был учителем для них не только по служебному положению и диплому, но и по характеру».
Когда началась война, опыта боевого применения штурмовиков попросту не было в природе. Этот опыт приходилось нарабатывать во фронтовых условиях ценой большой крови. В первые два года войны срок жизни летчика штурмовой авиации составлял 5-6 вылетов, после этого самолет сбивали. При этом первые три вылета молодой пилот учился только держать строй и не отставать в воздухе от своих. Так что многие никакого опыта приобрести не успевали.
Но Леониду Беде повезло. Он не только успел многому научиться, но и других сумел научить. Среди тактических приемов, которые он впервые ввел в оборот (как минимум в своем 75-м штурмовом авиаполку) был такой: перед тем как штурмовать цель, необходимо подавить огонь зенитной артиллерии. Вроде бы это и так ясно, но до Беды подобная мысль почему-то никому в голову не пришла. По крайней мере, орден Красной Звезды Леониду Беде вручили именно за это.
Холодный расчет
«Чтобы выиграть каждый бой, нельзя быть консервативным и применять одни и те же приемы, какими бы они ни были эффективными, — вспоминал об отце младший Беда. — С другой стороны, иногда полезно вспомнить давно известное старое. Были такие вещи, которые гремели на весь фронт.
Например, когда при освобождении Севастополя он с Анатолием Брандысом (его ведомый) в севастопольской бухте уничтожил немецкий корабль, который должен был увезти из Крыма в Германию различные военные и государственные ценности. Нужно было остановить его любым путем. С этой задачей не смогла справиться бомбардировочная авиация: слишком плотно прикрывали транспорт зенитки и истребители. Задачу решили два штурмовика. Перед этим отец с Брандысом потренировали маневр, который они придумали. Чтобы немцы их не обнаружили, они заходили со стороны солнца, наводили тень самолета на цель и пикировали по солнечному лучу. Их обнаружили только на выходе из пикирования. Корабль никуда не ушел».
Кроме того, исключительность Беды как командира заключалась в том, что в его эскадрилье были низкие потери. Со своим воздушным стрелком Семеном Романовым он летал с 1943 г. до самого конца войны. Это при том, что стрелки по статистике гибли в 4-5 раз чаще, чем пилоты. Это было не следствием фантастической удачи летчика. Только холодный расчет!
Был у немецких истребителей при борьбе с советскими штурмовиками излюбленный тактический прием: заходить сзади и снизу, то есть оттуда, куда 12,7-миллиметровый пулемет стрелка УБТ не достает. Беда с Романовым придумали ответ: при атаке с задней полусферы пилот по команде стрелка… переворачивает самолет вверх колесами. Конечно, стрелять в немца приходится вниз головой, но именно так они сбили свой первый истребитель!
Цирк в воздухе
Самого Беду сбивали дважды. В одном из первых вылетов неопытный пилот… забыл сбросить бомбы. Когда он это осознал, то совершил большую ошибку: оторвался от плотного строя штурмовиков, вернулся к цели и отбомбился. Был подбит, ранен, едва дотянул до своего аэродрома. Самолет пришлось списать.
Второй случай произошел во время освобождения Крыма. «При нанесении удара по аэродрому Джанкой, — пересказывал слова отца Леонид Беда-младший, — в его самолет попал или осколок, или пуля, перебило трубопровод снабжения двигателя маслом. Масло вытекло, двигатель заклинило. Отец был вынужден посадить самолет.
Из ближайшей деревни на бронетранспортере и мотоциклах к ним начали приближаться немцы. Члены экипажа покинули самолет, прострелили бензобак и подожгли машину. Вдруг немцы притормозили, и экипаж увидел, как по ним ударили пушки штурмовиков: вернулась эскадрилья. Ведомый Беды Анатолий Брандыс, который в будущем также стал дважды Героем Советского Союза, хотел посадить самолет рядом с ними.
Увидев повреждения на крыле самолета Анатолия, Леонид снял гимнастерку, красную майку и замахал ею, запретив посадку. Тогда сел лейтенант Береснев, у которого это был первый боевой вылет. Летчик залез к нему в кабину, разместился вниз головой, а стрелок Романов открыл смотровой люк фюзеляжа и вцепился там за элементы конструкции самолета. Так, на удивление немцев, и взлетели».
После войны Леонид Беда получил генеральское звание, командовал авиацией Белорусского военного округа. Погиб в автокатастрофе в 1976 г.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.