Сия история зело долгая и запутанная. У Афганистана вообще были все исходные данные, чтобы там случилась свирепая гражданская война. Но к концу 1970-х там получилось так "удачно", что и участие СССР вышло почти неизбежным.
Страна - многонациональная, без какого-то выраженного доминирующего "титульного" этноса. Раньше здесь была главная база для иранских кочевников, которые наводили шухер в древние времена и даже в Средние века. Пока не стали окружёнными державами с современными армиями. Вот тут пришлось перейти к оседлому образу жизни. Два главных народа - пуштуны и таджики.
Таджиков в Афганистане больше чем в самом Таджикистане. Они в большей степени живут в городах, и составляют главный пласт афганской интеллигениции. Пуштуны - восточноиранские те самые осевшие бывшие кочевники. Большая часть пуштунов живёт в Пакистане. Есть ещё узбеки, компактно проживающие в районе Мазари-Шарифа. Есть хазарейцы, иже суть потомки монголов, тех самых, что участвовали в завоеваниях Средних веков - их все остальные афганцы недолюбливают.
Стране регулярно везло на правителей - чудаков на букву "М", хотя с другой стороны, и население их было вполне достойно. Для Советского Союза, в общем-то, от Афганистана было нужно одно - чтобы он был более-менее дружественным государством, потому что в иных случаях там немедленно развёртывались базы для всяческих партизан, мечтающих освободить советскую Среднюю Азию, хорошо подпитываемые вливаниями с Запада.
Короли пытались превратить Афганистан во что-то приличное, но в условиях восточных деспотических и экстрактивных традиций у них не очень получалось. (И это всегда подпитывало радикальные экстремистские движения, ориентированные на религию). В основном у них были с нашей страной неплохие отношения. Потом ВНЕЗАПНО для Советского Союза вдруг произошёл переворот, сместивший королевскую власть, и поставивший во власть Мухаммеда Дауда.
Этот мужчина уже не очень-то дружил с левыми идеями, хотя и напрямую с СССР не ругался. В итоге его всё же скинули коммунистические силы. Всё бы ничего, но во главе угла встал Хафизулла Амин, человек для СССР мутный и непонятный. Он начал творить в духе сталинизма и маоизма. И это смутило лидеров СССР. Решили, что он может увести Афганистан в сторону Китая (а в 1979 году его считали врагом страшнее, чем Запад), или вообще договориться с США. О том, чтобы ввести "ограниченный контингент", кстати, попросил он сам.
В 1979 году в мире творилось много интересного. В Иране скинули шахский режим, и воцарилась "исламская республика". В Пакистане во главе угла стоял радикальный генерал-исламист Зия Уль-Хак. У жителей советских среднеазиатских республик вдруг появилась некая популярная альтернатива, на которую они могли бы опереться в борьбе за независимость. В общем, были две опасности: что соседом может оказаться враждебное маоистское государство, или что там появится новая "исламская республика".
Вот так и приняли решение о вводе, и о смещении Х.Амина. Это, конечно, было чудовищной ошибкой, учитывая, что реального лидера Х.Амина заменили на бездарного алкоголика Б.Кармаля, а сам факт переворота с участием иностранного государства позволил исламистской оппозиции трактовать свою борьбу как национально-освободительную. В кругах "империалистических хищников" ( ну там в Америке и Великобритании) радостно отёрли руки и поняли, что Советскому Союзу предстоит свой Вьетнам.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.