По данным переписи населения 2010 года на территории России проживает
60 815 карел: 24 994 мужчин и 35 821 женщина. Первое упоминание о
карелах встречается в IX веке в тексте под названием «Баварский
географ», в котором перечисляются народы, живущие восточнее франков, где
карелы обозначены названием лиуди (люди). В начале X века о племени
лууд-аана писал арабский географ Ахмет Фаддлан; в русских источниках
карелы впервые упоминаются в XI веке в берестяных новгородских грамотах,
где сказано о нападении литовцев «на корелу». Антропологи считают
карел беломоро-балтийским типом европейской расы, к которому относят
прибалтов, вепсов, коми, некоторых русских и белорусов, а карельский
язык – к финно-угорской группе. Как появились южные и северные карелыНазвание
«карелы» (karjalaizet) означает «пастухи» и происходит от карельского
слова «karja» – «стадо». Так называли себя не все, а только северные
карелы – ливвики, которые жили севернее Ладоги и Онеги. Название широко
распространилось и постепенно закрепилось у южных карел – людиков, в
финском и древнерусском языках. Кроме ливвиков и людиков есть еще
тверские карелы, лаппи и лаппалайзеты, живущие на Сегозере. Откуда
появился этот народ, неизвестно, одни этнографы считают, что карелы
сформировались на основе аутентичных племен; другие пишут, что народ
пришлый, ассимилировавший местные племена лопь и весь и перенявший у них
культуру и язык. Различия между северными и южными карелами
обусловлены разницей в климате и влиянием на северных карел финнов и
прибалтов, а на южных карел – новгородских словен, а затем – русских. Дело
в том, что юг и центр Карелии был присоединен к землям Новгорода еще в
XII веке, а в 1227 году карелы перешли в православие. Опорными пунктами
русских в Карелии были Выборг и крепость Корела (Приозерск); в то время,
как север Карелии оставался под влиянием северных соседей. Южные
карелы занимались возделыванием земли, выращиванием льна, ячменя, ржи,
конопли, а северные – разведением оленей, охотой, рыбной ловлей, добычей
морского зверя. Сходство и различияИ
те, и другие карелы жили в рубленых избах с большими печами и простой
обстановкой: деревянными столами, лавками, глиняной или деревянной
посудой; рядом с избой всегда стояла баня, которая топилась по-черному. Отличалась
и одежда: южные карелы носили двойные рубахи, серые штаны, кафтаны,
овчинные тулупы, фуражки и шапки, сапоги, валенки; летом – светлые,
тканные портки и лапти, женщины надевали сарафаны и рубахи. Северные
карелы носили меховые куртки, сапоги из оленьего меха, женщины носили
рубахи и богато вышитые сарафаны, а голову украшали сорокой – убором,
состоящим из трех частей. Этнограф Роза Федоровна Никольская в своих
работах указывает на влияние в одежде северных карелов финской моды – об
этом говорят женские сапоги с загнутыми мысками, шапки с длинными
ушками, шерстяные чулки с кисточками и цветные платки, которые женщины
носили, крест накрест перевязывая грудь. Существовали различия в
кухне – на севере ели больше ягод, грибов, солили рыбу «с душком»,
сушили ее, варили уху, употребляли в пищу больше мяса. На юге ели больше
злаков, парили репу, пекли хлеб, пироги, калитки, рыбники, варили каши. Ритуалы и табу карельской кухниМногие
блюда карельской кухни носили ритуальный характер и были обязательны на
праздники – например, в Петров день пекли лепешки из творога, 1
сентября пирогами с черникой провожали лето, на поминки ели кулагу из
пророщенной ржи и пили кисель, на свадьбу пекли пироги, строителям
нового дома подавали блинные пирожки, а новорожденному несли калитки. Существовали
и табуированные продукты, причем, запрет этот был связан с пережитками
язычества, которое было в ходу у северных карелов. Они не ели губчатые
грибы – возможно, из-за того, что грибы могли быть связаны с магическими
обрядами. Нельзя было есть петухов и кур – эта птица считалась
грязной, при этом яйца на Пасху красили и ели. Табуированным было мясо
лебедя и медведя - эти животные считались тотемными, то есть якобы были
предками древних карел – об этом пишет этнограф Сергей Сергеевич
Гадзяцкий. Бытовало суеверие, что съевший мясо такого зверя умрет не
своей смертью, и хорошо, если за ним не последует вся семья. Кроме
этого, у северных карел существовал запрет на свинину - об этом писал
советский энтограф Дмитрий Константинович Зеленин. Язычники считали
свинью нечистым животным – ведь она употребляет в пищу экскременты,
падаль и даже человеческие трупы. Скорее всего, табу было связано с
отголосками языческого каннибализма, при котором съедавший врага
забирал его душу и силу. Табуироване на свинину могло быть вызвано
неприятием того, что животное съедало тело родственника, а не врага.
Возможно, людей удивляло сходство внутренностей свиньи с человеческими, и
они считали, что свинья каким-то образом перерождается в человека,
останки которого она отведала. Древних людей могла настораживать и
агрессия домашних свиней. Даже после принятия карелами
христианства употреблять в пищу мясо свиней было зазорным, а держать их
под надзором, очевидно, было сложно при сильной занятости взрослых. Этнографы
отмечают, что в кухне карел вообще мало мясных продуктов, что связано с
трудностями хранить мясо летом, а отсутствие в рационе свинины могло
быть связано и с невозможностью выращивания свиней в условиях севера.
Массово содержать животных рядом с избой возможности не было, а зимой
свиньи могли околеть от холода. Врачи связывают запрет на свинину с
инфекционными болезнями, которые свиньи и кабаны могли передавать людям
– например, трихинеллез, оспу и холеру, от которых вымирали целыми
деревнями, бактериальный бруцеллез, туберкулез и рожу. Если к такому
«букету» добавить еще аскарид, бычьего и свиного цепня, которых люди
находили в кишечнике свиней, то станет ясно, почему люди отказывались от
свинины. На юге Карелии под влиянием православия, русской культуры и в условиях более мягкого климата, такого табу не было.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|