Советский лётчик-ас Герой Советского Союза Емельян Кондрат в своей книге воспоминаний-мемуаров «Достался нам век неспокойный» рассказал удивительную историю:
"..Вспоминается еще один случай, который трудно забыть. Когда мы приехали защищать небо Мадрида, у его стен простым пехотинцем воевал рабочий паренек коммунист Альфонсо Гарсиа Мартин. Альфонсо с группой своих боевых товарищей, имевших, как и он, некоторые навыки в пилотировании, выехал в СССР для обучения летному делу. Вскоре он вернулся и стал водить бомбардировщик. Однажды он возвращался с задания один и внезапно был атакован шестеркой немецких истребителей. Радиста-стрелка тяжело ранило, левый мотор вышел из строя. "Это конец, - подумал Альфонсо. - Сейчас добьют".
Но тут выскочил из-за облаков истребитель И-16. Один против шестерых дерзко пошел в атаку. Он метался от одного вражеского истребителя к другому, связал их боем, отгоняя стервятников очередями от республиканского самолета. Один "Мессершмитт" ему удалось сбить. Остальные переключились на него, что дало бомбардировщику возможность уйти.
Приземление поврежденной машины было неудачным. Альфонсо ударился и потерял сознание. Когда очнулся, первое, что он спросил, было:
- Вернулся истребитель?
- Нет, - ответили ему. - Погиб...
- Кто он?
- Советский летчик, капитан Герасимов.
Альфонсо Гарсиа Мартин
В августе 1938 года лейтенант Альфонсо Гарсиа Мартин вновь приехал в СССР, но вернуться в Испанию уже не смог - там хозяйничали фашисты. Советский Союз стал для него второй родиной. Он принял советское подданство и, в память о русском лётчике, спасшим ему жизнь, взял себе имя - Александр Иванович Герасимов. Так он решил возвратить Стране Советов ее верного сына, отдавшего свою жизнь за дело испанского парода.
В годы Великой Отечественной войны советский испанец Александр Иванович Герасимов сражался в составе 208-го штурмового авиационного полка. Летая на самолёте Ил-2 он громил врага под Воронежем, Сталинградом, под Курском и Киевом, под Львовом и Прагой.
К концу войны на его боевом счету было 5 самолётов, сбитых в воздушных боях, а также 50 самолётов, 4 железнодорожных эшелона и 80 танков, уничтоженных на земле. За мужество и отвагу, проявленную в боях, он был награждён многими орденами и медалями. По его словам, этот счёт он вёл за того отважного лётчика, который подарил ему жизнь, имя и вторую Родину.."
Вот только не знали ни Альфонсо Гарсиа Мартин, ни Емельян Филаретович Кондрат, что капитан Николай Семёнович Герасимов в том бою, в небе далекой Испании, не погиб. Когда его самолет приземлился на аэродром, то даже видавшие виды механики удивленно ахнули: более 80-ти пробоин получил истребитель. Капитан Герасимов выбрался из кабины весь окровавленный, с прикушенной нижней губой и пробитой насквозь щекой. Пулей была пробита рука. Но отважный пилот отказался от госпитализации и после перевязки снова ушёл на задание.
Николай Герасимов
Чудом уцелевший Николай Герасимов продолжал сражаться с испанскими мятежниками-франкистами. Всего в небе Испании он совершил более 80 боевых вылетов и сбил несколько вражеских самолётов.
День 23 февраля 1939 года стал замечательным в жизни Н.С.Герасимова. В праздничном номере «Правды» на первой странице крупным шрифтом был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и геройство, проявленное при этом, присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Герасимову Николаю Семёновичу».
В мае 1939 года был включен в группу лучших истребителей ВВС РККА для участия в боевых действиях на реке Халхин-Гол. Там воевал с июня по август 1939 года, совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителе И-16, в воздушных боях в составе группы сбил 4 японских самолёта.
Великую Отечественную войну он встретил слушателем командного факультета Военно-воздушной академии, добровольцем ушел с учебы на фронт - уже в июне 1941 года был назначен заместителем командира истребительного полка. Участвовал в боях под Ростовом и Харьковом, в Сталинградской и Курской битвах, освобождал Украину и Белоруссию, Польшу и Чехословакию. За время войны совершил 155 боевых вылетов на истребителях, в воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника, а после победы над Германией был направлен заместителем командира 245-й истребительной авиационной дивизии Забайкальского фронта и участвовал в боях советско-японской войны в августе 1945 года.
После окончания Великой Отечественной войны знаменитый ас еще 9 лет служил в авиации, но здоровье, подорванное в боях (10 фронтовых ранений), стало сдавать. Врачи запретили ему летать, и тогда Николай Семёнович вышел в отставку.
Умер знаменитый лётчик-истребитель 29 июня 1960 года, не прожив и пятидесяти лет.
А Альфонсо Гарсия Мартин еще долгие годы после войны служил в ВВС, уволился в звании подполковника. Всю жизнь искал родственников своего спасителя.
И нашел. Через 20 лет после войны, когда Николая Семеновича уже не стало. Каково же было его удивление, что русский летчик, которому он был обязан жизнью, оказывается не только не погиб тогда в Испании, но и практически всю войну воевал буквально по соседству...
До самой своей смерти в 1988 году он поддерживал теплые дружеские отношения с Полиной Осиповной Герасимовой - вдовой своего русского побратима.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Вот они, истинные герои. Ему не нужно признание. Делает, что считает нужным и важным для себя. А наша искренняя благодарность и память в веках - все, чем мы можем ответить всем героям, спасшим Мир от гибели.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]