Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей
Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и
другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр
графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием
светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами,
рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать
деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за
исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование
стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция.
Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и
заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума
Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые
династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и
положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что
росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме -
большом селе, где шла переписка книг.
Пижемская роспись выполнялась
акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид
росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем,
что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный
черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов,
крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой
краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее
в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Геометрические
узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего
человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов
занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А.
К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать
твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест -
символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб,
разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и
плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на
подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи.
Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и
человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от
сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и
являлись оберегами.
На Печоре широко распространены расписные короба
с довольно простыми орнаментальными узорами, - типичные мезенские
изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней
дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре
и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи
не похож ни на какой другой русский орнамент. В нем нет ничего общего
даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме.
Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм
этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым
географическим условиям печорского края.
Мастерами этой росписи были: И.
С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А.
А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров. Федор Осипович
Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского
общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В
молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на
ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше
чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только
черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. Умер Ф. О. Аншуков в
1946 году.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|