Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, в южной части
теперешней Греции, существовало могущественное и воинственное
государство Спарта. Случилось так, что однажды трон Спарты унаследовал
несовершеннолетний юноша Харилей. По понятной причине страной фактически
стал управлять его дядя и опекун Ликург. На этом высоком посту Ликург
нажил немало врагов и поэтому вынужден был покинуть страну.
Во время изгнания он многое повидал: объездил Малую Азию, посетил
Египет и Крит – и о многом успел подумать. Вернувшись на родину, привёз
проект новых законов.
Легенды рассказывают, что Ликург заставил спартанцев поклясться, что
без него они не изменят их, и пустился в путешествие, во время которого
уморил себя голодом, заранее повелев сжечь его тело, а пепел развеять в
море. Таким образом, спартанцы не могли перенести его останки в Спарту и
считать себя свободными от клятвы.
Большинство законов Ликурга – образцы человеческой мудрости. Ими
строго регулировался образ жизни граждан Спарты. Они ограничивали
частную собственность, обязывали всех вести здоровый образ жизни.
Спартанцы должны были до самой смерти оставаться военнообязанными,
принимать активное участие во всех войнах своего государства, не имели
права уделять большое внимание своему быту, обедать должны были только в
сиситиях – общественных столовых и воспитывать своих детей в
государственных школах под руководством опытных учителей.
Ликург всегда подчёркивал важность раннего обучения. Он не только
создал и обосновал теорию воспитания, но и умело пропагандировал свои
идеи. Легенды рассказывают, как однажды он у ощенившейся собаки отобрал
щенят. Двух посадил в глубокую яму, куда воду и пищу опускали на
верёвке. Ещё двух оставил на свободе – они могли общаться с другими
животными и людьми. Когда щенята подросли, Ликург при большом стечении
народа спустил этих собак на зайца. Щенок, росший на свободе, погнался
за зайцем, догнал его и задавил. Щенок, выросший в яме, кинулся от зайца
наутёк. Можно ли ярче продемонстрировать значение воспитания в
формировании характеров? Если легенды правдивы, Ликурга следует считать
основоположником экспериментальной педагогики! Много сторонников у
Ликурга и в наши дни.
Стоит ли природу покорять?
Как это ни странно, но об особенностях развития наших детей мы знаем
значительно меньше, чем о развитии детёнышей животных. К примеру, опыты
показали, что молодые крысы, которых с первых дней жизни подвергали
механическим и электрическим раздражениям или охлаждению, повзрослев,
лучше переносят голодание, недостаток воды и холод. И в
сельскохозяйственной практике широко используется метод помещения
новорождённых телят, ягнят и козлят в среду с низкой температурой, что
приводит к формированию устойчивости к холоду.
А мы не только не закаливаем своих детей, а даже мешаем им, не давая
возможности самостоятельно преодолевать даже самые незначительные
житейские трудности. Оберегаем, считая, что всему они смогут научиться
потом, когда подрастут и поумнеют. Но дело в том, что некоторые весьма
важные навыки формируются легче всего в совершенно определённое время, а
в более поздние периоды это нередко становится невозможным.
Все новорождённые детёныши и низших, и высших животных снабжены очень
точной и детально разработанной программой поведения. Без неё они
просто не могли бы существовать. Птенцы выводковых птиц умеют широко
разевать рот, чтобы родители могли их кормить. Детёныши млекопитающих
сразу начинают сосать. Утята, гусята, цыплята, детёныши копытных с
самого рождения умеют следовать за своими матерями. Все малыши в случае
опасности умеют затаиваться.
Все эти сложные поведенческие акты возникают под воздействием вполне
определённых раздражителей. У львят, тигрят, котят и щенят, у волчат,
лисят сосание вызывает прикосновение к мордочке шерсти. У детёнышей
копытных – за темнение. Всякий раз, как мать оказывается над ним, малыш
тут же поднимает голову.
Природа разработала детальные программы поведения для каждого вида
животных, но сознательно оставила в них и многочисленные пробелы. В
программе поведения детёныша архара заложено умение следовать за
движущимся предметом, но в ней отсутствуют указания, за кем ему следует
бегать. Это не случайно. Будь в программе указаны все детали, дальнейшая
эволюция была бы невозможна, а опасность гибели этого вида животных
стала бы трагической реальностью.
Борис Сергеев