В 1973 году одним из лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине стал энтомолог, профессор Мюнхенского университета Карл Риттер фон Фриш. Так были увенчаны полувековые труды ученого, открывшего... язык пчел.
Еще в 1927 году в книге «Из жизни пчел» Фриш опубликовал результаты своих исследований, свидетельствовавших: у пчел есть своеобразный язык, который выражается в танцах. Тогда эта сенсация вызвала бурю насмешек в ученом мире. Ведь, если верить Фришу, пчелы, отыскав еду, указывают своим соплеменникам дорогу к ней с помощью особых танцевальных па.
Опыты Карла Фриша
Впрочем, и сам Фриш во время своих опытов пребывал в изумлении. Однажды он пометил краской несколько рабочих пчел и стал наблюдать за пчелой, которая нашла пищу и вернулась в улей. «Я едва мог поверить своим глазам, — вспоминал ученый, — когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в сильнейшее возбуждение находящихся рядом с ней пчел, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормежки...»
Вскоре после сенсационных публикаций Карла Фриша один из коллег — профессор Кембриджского университета Уильям Торп — пожелал увидеть загадочные пчелиные танцы. И явился к Фришу с просьбой показать удивительные опыты.
«Это проще простого, — ответил тот. — Все, что нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь указаниями пчел». В растерянности Торп стал глядеть на улей. И вот хронометр и угломер передают данные от пчел: сироп находится в 400 метрах, под углом 30 градусов, влево от солнца. Профессор двинулся в заданном направлении: 200 метров, 350... Он остановился, едва не наступив на мисочку.
Потрясенный англичанин сообщил об этом коллегам, и те стали внимательней присматриваться к пчелиным танцам. Более того, некоторые биологи обнаружили и у других насекомых зачатки языка танцев. Но пчелы оказались вне конкуренции. Со временем исследователи подтвердили: механизм передачи информации у пчел весьма сложен и таит немало загадок. Фриш мог праздновать победу!
Главное - разведка
Пчелиная семья, или пчелиная община, — настоящая фабрика с непрерывным циклом. Пчелы работают не покладая крыльев и лапок. А как же иначе! Чтобы получить 100 граммов меда, пчела должна посетить около миллиона цветков...
Вернувшись с богатой плантации, пчела сообщает об этом своим сестрам: расталкивает их, вертится. Прикасаясь усиками к разведчице, другие пчелки повторяют ее движения и вовлекаются в танец. И вот уже над ульем кружится целый хоровод, который вдруг срывается и под предводительством разведчицы устремляется к найденному медовому полю.
Кстати, весь этот летучий отряд уже точно знает, к каким цветочкам лететь: пчелы учуяли их запах, когда дотрагивались усиками до разведчицы.
Недавние исследования показали: далеко не каждая пчела может быть хорошим проводником, некоторые горе-танцоры порой уводят рой не в ту степь. Наверное, у пчел есть врожденные способности по части ориентации в пространстве.
Прекрасная ориентировка по солнцу позволяет пчеле-разведчице точно указать, где искать заветный нектарный луг. Если участок находится строго по направлению к солнцу, то, танцуя, рна движется снизу вверх по сотам, при направлении строго от солнца — сверху вниз, при других направлениях делает любой угол между положением солнца и источником нектара (например, цветущим лугом).
Если источник корма находится близко (примерно до 50-80 метров), пчела танцует по кругу, причем очень быстро. Если же медоносное поле расположено дальше, она начинает пробег, напоминающий восьмерку: пчела сначала движется по прямой, затем делает полукруг, возвращаясь к исходной точке, затем повторяет пробег в другую сторону. Чем больше расстояние до источника нектара, тем медленнее темп танца. Замечена связь между продолжительностью танца и дальностью полета: при расстоянии в 100 метров пчела танцует чуть больше 30 секунд, при 200 метрах — примерно 40 секунд. Кроме того, дальность расстояния подчеркивается энергичным вилянием брюшка и свистящими шорохами летательной мускулатуры — получается жужжание.
Все как в авиации
Но как пчелы измеряют расстояние? Пчелиная мера длины — это количество затраченной на полет энергии, связанной с расходом меда, который пчела берет в дорогу. Естественно, для пчел важно знать, сколько потребуется сил для достижения цели и сколько меда взять с собой.
При дальних полетах передается информация и о ветре. При попутном ветре разведчица указывает расстояние чуть меньше действительного, а при ветре встречном — чуть больше. И это еще не самое удивительное! Пчелы на ходу могут корректировать маршрут. При боковом ветре летящая пчела делает поправку, то есть движется к солнцу под иным углом, чем указывалось разведчицей. А потому не сбивается с курса.
Пчела может сама проложить маршрут, если между ульем и источником нектара есть препятствие, например пригорок. Ведь разведчица указывает лишь кратчайший путь к цели — по прямой, без поправок на рельеф. А на практике как разведчица, так и ее последовательницы сами разбираются, как удобней долететь до цветочных полян—то ли перелететь горку, то ли обогнуть. Потому как, кроме солнца, ориентирами служат рельеф местности, запахи, различные предметы и их окраска (да-да, пчелы различают цвета).
А вот понятия «высота» в пчелином языке, похоже, нет. Об этом свидетельствует любопытный опыт. Улей закрепили на радиобашне, а на ее вершину— прямо над ульем — подняли кормушку с сиропом, куда посадили нескольких пчел. Ир сборщицы, побывавшие наверху, не знали, как сообщить о направлении, и просто кружились. Тогда другие пчелы принялись искать нектар поблизости — на лугу вокруг башни, а вверх к кормушке ни одна не взлетела.
Почему же в пчелином лексиконе нет понятия «верх»? Да потому, что на небесах цветы не растут. Когда кормушку перенесли на луг на расстояние, равное высоте башни, разведчицы стали безупречно указывать направление.
Кто кого перетанцует
Во время роения, размножения и расселения пчелы устраивают настоящие танцевальные баталии. И вот почему. Вышедший из улья рой собирается на ветке. И отдельная бригада пчел вылетает на поиски нового дома. Они заглядывают в каждую норку, будь то дупло в дереве, скворечник, расщелина, чердак. Домик должен быть просторным, сухим, не продуваемым. Каждая разведчица докладывает о результатах поиска, танцуя прямо на поверхности роя. Поскольку дело очень важное, танцы порой длятся сутками. Немецкий зоолог Мартин Линдауэр наблюдал, как одна из пчел начала танцы в два часа дня и постоянно корректировала свои пируэты в соответствии с движением солнца. При заходе солнца она указывала на линию горизонта. Похоже, у пчел есть биологические часы!
Если найдена хорошая норка, разведчица отплясывает вовсю, увлекая за собой новых пчел. Вот что значит зажигательная реклама! Другие разведчицы, нашедшие менее удобные домики, танцуют вяло и недолго. И мало-помалу завлекаются более шустрыми. Постепенно все больше пчел кружатся в едином ритме и указывают одно направление. Кажется, консенсус найден! И тогда весь рой устремляется к лучшему жилищу.
Вот тебе и пчелиный язык. Причем в каждом регионе он имеет свои характерные особенности. Недаром кавказские пчелы не очень-то понимают танцы своих карпатских или башкирских сестер. Что ж, оказывается, пчелы, как и люди, говорят на разных языках.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.