Страна патриотов Краткость, как известно, сестра таланта. Учитывая это, предлагаем ознакомиться с новой формулировкой понятия воспитания:
«Это
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимному
уважению, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей
среде» Итого — 58 слов! В предыдущем определении термина все
заканчивалось на части «в интересах человека, семьи, общества и
государства».
С одной стороны, в новом законопроекте все
описывается гораздо подробнее прежнего варианта и, очевидно, более
предметно. Государство всерьез обратило внимание на данный аспект
школьной жизни, раз так расширилось определение. Но с другой, воспитание
стало чрезмерно широким понятием. Раньше оно касалось социализации
человека в современном мире на основе устоявшихся норм общества, а
сейчас сюда включена и история, и экология, и культура. При этом очевидный упор сделан на воспитание патриотизма и гражданственности.
Кроме
этого, новую работу добавили учителям и преподавателям высших учебных
заведений. Поменялось содержание образовательной программы. Теперь она
обязательно должна включать в себя рабочую программу воспитания и
календарный план подобной работы. Что это значит? Это повлечет за собой
серьезный пересмотр подходов к преподаванию учебных предметов и
внеурочной деятельности. Говорили, что в школе не занимаются воспитанием
подрастающего поколения? С 1 сентября все изменится. По крайней мере,
на бумаге. В Министерстве просвещения уже подготовлена единая примерная
программа воспитания школьников для всей страны. А теперь давайте разбираться. Начнем с того, по каким критериям в
настоящее время оценивается низкий уровень воспитания в российской
школе. Если брать в расчет пресловутые опросы ВЦИОМа, то в последние
годы родительская общественность все больше недовольна уровнем
воспитания в школах. И говорят, с каждым годом становится всё хуже и
хуже. Если смотреть на эту ситуацию «в лоб», то школа, безусловно,
виновата. Однако здесь есть несколько противоречий. Во-первых, ни один
из родителей не признается, что невоспитанный ребенок – это в чем-то
недоработка мамы с папой. Гораздо проще провозгласить виноватыми
классных руководителей, а не честно посмотреть в глаза семейным
проблемам. Между тем именно родительское поведение является
превалирующем на ранних этапах воспитания детей. К примеру, если отец в
семье курит, то сын или (в меньшей степени) дочь будут подвержены этой
пагубной привычке. И учителя хоть в лепешку разобьются в своей
пропаганде здорового образа жизни – все будет бесполезно, если отец в
день по пачке сигарет высаживает. Мама же, когда поймает сына за
курением тайком, в большинстве случаев обвинит школу. Вот вам и
логическая цепочка формирования общественного мнения относительно
школьного воспитания. Конечно, пример немного наивный, но суть вопроса
передает. Во-вторых, родители оценивают уровень воспитания
современной молодежи в ностальгическом сравнении с советской школой.
Причем сравнивают даже 30-35-летние родители, которые СССР не застали в
школьной жизни! Не было хорошо с воспитанием в советской школе, это пора
принять и понять. Хорошо было с пропагандой и промыванием мозгов.
Достаточно вспомнить, как долго 9 Мая не был официальным праздником в
СССР. Советская система была неплохой для подобия социалистического
строя. Как только Советский Союз рухнул, страна «разгерметизировалась»,
целое поколение оказалось без «самоопределения и социализации», как
пишут в современных законах. Можно просто взглянуть на вакханалию,
творившуюся в начале 90-х годов, чтобы понять, каких «воспитанных»
выпускали из школ. Поэтому взгляды общественности на школьное
образование не стоит излишне драматизировать. Для примера: в России пост
министра образования (просвещения), пожалуй, самый неблагодарный: такой
шквал критики надо еще психологически выдержать. У нас, как известно,
обыватели «профессионально» рассуждают о двух вещах – образовании и
политике. Если с последним пунктом могут быть определенные проблемы, то с
образованием все просто – критикуй не хочу. Поэтому говорить о том, что
требования о пересмотре воспитательной системы пришли снизу, не
приходится. Требования к инновациям идут сверху, и они далеко не так
однозначны. Патриотизм или лояльность?Собственно,
почему все решили, что российскую молодежь вдруг так неожиданно
потребовалось дополнительно воспитывать в духе патриотизма? Да еще в
таком строго регламентированном плане. Кроме резонансного дела мальчика
из Нового Уренгоя в 2017 году, не было особых предпосылок к такому
серьезному изменению курса. Наоборот, активно работают ячейки «Юнармии»,
школьные кадетские и казачьи классы, ГТО, школьные поисковые отряды и
др. Школьников водят на показы художественных фильмов с вполне понятным
патриотическим подтекстом, а в учебниках истории роль Советского Союза в
победе во Второй мировой войне ни разу не преуменьшена. Для сравнения
почитайте учебники истории 90-х годов и начала 2000-х. Военные вузы в
большинстве своем едва отбиваются от желающих стать офицерами, а
кадетские, суворовские и нахимовские училища — от будущих воспитанников.
Престиж военной службы сейчас на максимальной с распада Советского
Союза высоте. Непонятна основная причина изменения законодательства:
где, собственно, все прокололись и воспитали поколения непатриотов?
Достаточно взглянуть на уровень волонтерского движения среди молодежи,
который нередко никто не стимулирует и не направляет. Забота о ближних, о
своих соотечественниках – это ли не патриотизм? Вместо этого Вячеслав
Никонов (внук Молотова), председатель комитета Госдумы по образованию и
науке, говорит об инициативе: «Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей». С
кем решили воевать и кого побеждать, доктор исторических наук Никонов
не уточняет. Как и не говорит, можно ли всех окончивших школу ранее
считать проигравшими. Все это становится похоже на поиск мифических
внешних врагов, на очередное сплочение нации и, как следствие, переход
патриотического воспитания на рельсы пропаганды. Может, требуется
воспитать не патриота, а лояльную государству личность? Между тем
в Российской академии образования (точнее, в ее подразделении,
Институте стратегии развития образования) была разработана
альтернативная «Примерная программа воспитания», в которой само
воспитание рассматривается несколько с иной точки зрения. Здесь нет
перекоса в сторону патриотизма, а присутствует вполне определенный набор
форм, приемов и методов работы с подрастающим поколением. Есть и
замечательные слова: «Современный национальный
воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации». Вполне логичные и тщательно взвешенные
слова. Кстати, программу разрабатывали по заказу Министерства
просвещения и успели апробировать в 370 школах страны. Заведующий
лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии
развития образования РАО Павел Валентинович Степанов во время
представления проекта программы сказал, в частности: «Мы
предлагаем «конструктор», из которого школы смогут создавать
необходимые для них собственные программы, подбирая и добавляя «детали»
под свою специфику. Кроме того, такой формат поможет уменьшить временные
затраты на «бумажную» работу. Вместо разделения воспитательной работы
по направлениям предлагается ее распределение по тем сферам совместной
деятельности педагогов и школьников, которые реально организуются в
школе. Другими словами, что делаем, то и пишем. Мы делаем акцент не на
мероприятиях как таковых, а на создании в процессе совместной
деятельности детско-взрослых общностей, объединяющих ребят и педагогов
общими интересами, увлечениями, чувствами, эмоциями, ведь только так и
проходит передача ценностей». Очень контрастирует с воспитанием поколения победителей, не правда ли? Сейчас, наверное, прозвучат крамольные слова, но в инициативах,
касающихся школьного образования, все больше звучат идеи некоего
консерватизма. В самом негативном значении этого слова. Несколько лет
назад педагогическая общественность в качестве ключевой идеи
провозгласила индивидуализацию и дифференциацию школьного образования.
Это когда к каждому ученику будет особый подход, когда разные требования
предъявляются к разным детям. Все будет зависеть от способностей и
свободы выбора. Во многом российская школа должна была стать аналогом
западных учебных заведений с их высоким уровнем индивидуальной свободы. В
противоречии с этим появляются единые строгие программы воспитания для
школьников всей страны. Будет ли это новым трендом российской школы,
покажет время.
Евгений Федоров
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|