Принято считать, что термин «летающая тарелка» по отношению к НЛО
впервые употребил американский предприниматель Кеннет Арнольд, пролетая
над Аппалачскими горами в 1947 году. Из кабины пилота своего
одномоторного самолёта он видел похожие на тарелки объекты, которые
летели ровным строем, поднимаясь и опускаясь в соответствии с
изменениями рельефа. На самом же деле почти за 70 лет до
Арнольда это название странным летающим объектам дал фермер из Техаса
Джон Мартин. Он наблюдал их около двух часов 24 января 1878 года в
окрестностях городка Денисон. Мартин заявил представителям прессы, что
«тарелки» летали с высокой скоростью и в диаметре превосходили длину
железнодорожного вагона».
Таинственные «дирижабли»
Уже
совершенно очевидно, что НЛО появились в нашем небе задолго до
наблюдения Кеннета Арнольда, положившего начало «тарелочному буму».
Неизвестные летающие объекты замечались людьми во все времена, а на
рубеже XIX-XX веков были зафиксированы и первые всплески большого числа
сообщений об НЛО. В уфологической литературе такую газетную шумиху
принято называть фляпом.
По-видимому, самый первый фляп
случился в период с ноября 1896 года по апрель 1897-го. НЛО тогда
наблюдали по всему миру и особенно много — в США, где их видели десятки
тысяч людей. Большинство этих объектов имело сигарообразную форму. В
ряде случаев они направляли на землю яркие лучи, подобные лучам
прожекторов. Так случилось, к примеру, в 1896 году в Сан-Франциско и в
1897 году в Чикаго и Канзас-Сити. Однако единственными летательными
аппаратами в Америке в то время были свободноплавающие аэростаты.
Никаких дирижаблей, да ещё с прожекторами, на Американском континенте в
1897 году ещё не имелось.
Второй всплеск сообщений о полётах
неизвестных объектов захлестнул весь мир в 1909-м. В том году информация
о непонятных летательных аппаратах приходила из Европы, Северной
Америки, Южной Африки, Японии и других частей света.
В Новой
Зеландии, начиная с конца июля, тысячи людей наблюдали низко летящие
аппараты, а в Англии очевидцы из более чем 40 городов почти каждый день в
течение пяти недель (с августа по сентябрь) извещали газеты о появлении
в ночном небе больших, вытянутых в длину устройств с мощными огнями
снизу.
В июле над судном «Святой Олаф» у западного берега
Англии завис огромный объект с пятью прожекторами, похожий на дирижабль.
Около 30 минут он освещал палубу, а потом направился к другому судну и
осветил также и его.
В декабре над городом Уорчестером (штат
Массачусетс, США) по ночам дважды возникал странный воздушный корабль,
освещавший все вокруг мощным прожектором. Что-то подобное видели в те
ночи и тысячи жителей Бостона.
Пилоты в меховых куртках
В
Англии одним из самых известных стал случай с констеблем Робертом
Кэттли. 23 марта в городе Питерборо, едва заступив на утреннюю смену,
Кэттли заинтересовался шумом двигателя, который раздался прямо над ним.
Задрав голову, констебль увидел медленно плывущий над крышами домов
огромный продолговатый летательный аппарат с освещёнными иллюминаторами.
Очевидец позже рассказывал, что ему удалось разглядеть в них каких-то
людей, которые махали ему руками. Затем из «дирижабля» ударили вниз два
луча, ярко осветив землю, после чего он стал набирать высоту и уплыл по
направлению к Дерби.
Среди других английских происшествий 1909 года самое впечатляющее
—
это приключение Говарда Летбриджа, 55-летнего жителя Уэльса, который
заявил, что во время прогулки по холмам Мид-Гламоргана наткнулся на
приземлившийся огромный «дирижабль» и двух его пилотов, — бурно
переговаривавшихся друг с другом на каком-то иностранном языке». Роста
выше среднего, они имели приятную наружность и одеты были не по сезону
тепло: в подобие меховых курток и шапок. Такая одежда навела Летбриджа
на мысль, что «дирижабль» прилетел из России. Лётчиков приближение
местного жителя, видимо, спугнуло, поскольку они поспешили обратно в
свою машину, которая тут же поднялась в небо и улетела, обдав Летбриджа
волной горячего воздуха.
Подозревается фабрикант
Недавно
в США были опубликованы рапорты 11 полицейских о декабрьском событии
того же 1909 года в городе Вустере, Массачусетс. Направляясь перед
рассветом на срочное задание, все они внезапно попали под ослепительный
свет, идущий откуда-то сверху. В последующие ночи подобное происходило с
жителями других городов штата, а 23 декабря некий странный предмет
медленно пролетел на малой высоте над Бостоном.
Многие
обитатели северо-запада США впоследствии заявляли, что это мощное
свечение шло от прожекторов некоего продолговатого летающего объекта.
Загадочный ночной летун появлялся и позже, а в ночь на Рождество, скорее
всего, именно он проплыл над доброй дюжиной городков в Коннектикуте.
Многие
американцы тогда были уверены, что таинственный ночной гость — это
изобретение вустерского фабриканта Уоллеса Ф. Тиллингхаста, который как
раз незадолго до этих событий объявил, что намерен построить какой-то
особенный летательный аппарат. Но вскоре выяснилось, что детище
Тиллингхаста так и не смогло оторваться от земли. К тому же всякий, кто
потрудился бы сопоставить различные сообщения, приходящие из США, с
теми, которые поступали из иных частей света, догадался бы, что ни один,
даже самый гениальный изобретатель не в силах был ответить за все эти
многочисленные небесные чудеса.
В 1909 году информация о
наблюдениях подобных объектов шла и из России. Так, в июле жители
Саратова видели большой металлический шар, летевший над Волгой вверх по
течению. В октябре сигарообразный объект пронёсся над Одессой, совершил
резкий разворот и скрылся по направлению к лиману. В конце августа
огромный неизвестный «дирижабль» сделал два круга над Ревелем (ныне
Таллин) и удалился, держа курс на Финляндию и оставив население города
«в крайнем возбуждении».
Россия ни при чём!
В то время
как американские газеты с большим энтузиазмом писали о встречах с
подобными объектами, в Европе к этому относились в основном скептически.
Тех, кто видел НЛО, чаще всего высмеивали, причём не только газетчики,
но и учёные. Но ведь сообщения очевидцев, живших за сотни километров
друг от друга, были практически идентичны, а это совершенно исключало
возможность массовой галлюцинации или «синдрома мифотворчества».
Странные
летающие объекты называли модными тогда словами «дирижабль» и
«аэроплан», хотя в начале XX века авиация находилась в зачаточном
состоянии. Аэропланы, например, ещё не имели ни навигационных приборов,
ни тем более электрогенераторов и прожекторов. Эти «крылатые суда»,
действующие по принципу воздушного змея, могли летать только днём и в
хорошую погоду — с прокладкой курса по отмечаемым визуально земным
ориентирам. Полёты же неизвестных объектов случались, как правило, по
ночам, да ещё в самое неблагоприятное время года — зимой, так что это
были явно не аэропланы.
В первых же публикациях о таинственных
аппаратах делались попытки дать если не научное, то хотя бы более-менее
правдоподобное объяснение феномену. Сразу возникла идея об испытательных
перелётах каких-то сверхцеппелинов — больших дирижаблей, которые тогда
действительно разрабатывались в Германии. И потому, когда над Англией
появились таинственные объекты, германское правительство сразу
официально заявило, что они тут ни при чём — хотя бы потому, что
немецкие дирижабли не способны за одну ночь долететь до Англии и
вернуться обратно. Властям России также не раз приходилось успокаивать
европейские государства (особенно Австро-Венгрию и Румынию, над которыми
курсировали летающие объекты), что русские авиаторы не совершали
полётов над их территорией.
Впрочем, и без этих оправданий
специалисты уже тогда, в 1909 году, пришли к выводу, что ни один
механизм, сделанный человеком, не мог быть участником мощной волны
небесных явлений, захватившей весь мир. Но в таком случае возникает
закономерный вопрос: если их посылали не люди, то кто?
С той
поры прошло уже более ста лет, число наблюдений НЛО возросло в
геометрической прогрессии. Но, как это ни странно, мы до сих пор не
имеем внятного ответа на вопрос: что за странные объекты появляются в
небесах?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.