26 августа 1915 года родился Борис Феоктистович Сафонов.
«Любит воздушный бой» было записано в характеристике девятнадцатилетнего выпускника Качинской авиашколы ВВС РККА Бориса Сафонова. Эту любовь легендарный летчик-истребитель пронесет через всю свою жизнь.
Сафонов начал свой путь в небо точно так же, как и тысячи советских парней, - сначала был кружок планеристов, потом Тульская школа летчиков Осавиахима, где инструктором будущего летчика-аса была знаменитая летчица Валентина Гризодубова.
Уже с первых полетов учителям стало ясно, что их ученика ждет большое будущее. Сафонов занимался по 12-14 часов в день, налегая и на теорию и на отработку практических навыков пилотажа самолета.
Усиленные занятия принесли богатые плоды – в 1933 году восемнадцатилетний парень поступает в Качинскую авиашколу, где под руководством опытных инструкторов приступает к освоению боевой авиатехники. В конце ноября 1934 года, с отличием сдав экзамены по технике пилотирования, боевой стрельбе и знанию матчасти лейтенант ВВС Борис Феоктистович Сафонов направляется для прохождения службы в Белорусский военный округ.
Авиабригада, в которую попал служить Сафонов, как раз перевооружалась на новую технику и молодому летчику представилась отличная возможность досконально изучить и освоить новейшие, на то время, отечественные истребители И-15 и И-16.
Именно в то время он заложил основы своей «убийственной» для врага тактики воздушного боя, - набрав высоту, он пикировал на конус-мишень и, «подныривая» под него, снизу открывал огонь из всех пулеметов с дистанции в 100-150 метров. Этот прием, позволял не только поразить мишень, но и сохранить запас скорости для следующего маневра. Постоянные учебные полеты и стрельбы, тщательный подход отработке боевых приемов сделали Сафонова настоящим мастером воздушной стрельбы.
Но не только отработка личных навыков занимала пилота. Понимая, что успех воздушного боя зависит не только от навыков отдельного летчика-истребителя, но и от слаженности работы звена, Сафонов большое внимание уделял групповой тактике.
В декабре 1939 года Борис Сафонов просит перевести его на Север, где начинается советско-финская война. Он зачисляется в состав 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. Так Сафонов становиться морским летчиком и сразу же получает назначение на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи.
Полк участвует в боевых действиях на Петсамском направлении, в основном занимаясь разведкой и штурмовкой наземных объектов. Проявить себя в качестве летчика-истребителя Сафонову в этой войне не довелось – малочисленные финские ВВС в этом районе практически не действовали.
В апреле 1941 году в полк поступает четыре новеньких И-16 из которых формируется новая истребительная эскадрилья, командиром которой становиться старший лейтенант Сафонов.
Заполярье было одной из важнейших целей вермахта и их немецких союзников. Немецкое командование планировало одним мощным ударом сокрушить советскую оборону, захватить Мурманск, перерезать Кировскую железную дорогу и, уничтожив базы Северного флота, завладеть Кольским заливом.
Крупные наземные германо-финские силы с воздуха поддерживал 5-й воздушный флот Люфтваффе и авиация ВМФ Германии общей численностью около 700 самолетов.
Наши авиационные силы на этом направлении к июню 1941 года насчитывали всего 116 боевых машин ВМФ Северного флота. Но битва в воздухе, которая, при столь значительном количественном перевесе врага, должна была стать настоящим побоищем для советской авиации, пошла совсем по другому сценарию.
Наши пилоты, получившие опыт советско-финской войны, отлично знали местность, над которой им предстояло воевать, и были готовы встретить врага.
Так получилось, что первый вражеский самолет в небе Заполярья сбил именно Борис Сафонов. 24 июня 1941 года над Большой Волковой губой в районе Мурманска Сафонов сбивает бомбардировщик Ю-88.
Спустя всего три дня – вторая победа в составе группы. На этот раз жертвой советских крылатых охотников становиться немецкий разведчик-корректировщик Хеншель-126.
29 июня немцы и финны начинают наземное наступление на Мурманск. В небе Заполярья, где было относительно спокойно до этого дня, начинаются ожесточенные воздушные сражения.
Эскадрилья Сафонова оказывается в самом центре этого адского пекла, чтобы компенсировать численное превосходство врага, летчикам приходится совершать по 6-7 боевых вылетов в день.
Приходится тяжело, но морские летчики-истребители работают эффективно, равняясь на своего командира и максимально используя боевые возможности своих И-16 тип 28. Этот модель «ишака» была одной из самых совершенных на тот момент.
Боевой счет эскадрильи рос, свои же потери были минимальными. Личный счет Сафонова продолжал пополняться и к 23 августа 1941 летчик добился уже 9 воздушных побед. Жертвами пушек и пулеметов его лобастого самолета стали 7 вражеских бомбардировщиков, истребитель и один разведчик.
26 августа на счету Сафонова еще три победы – при отражении налета вражеских бомбардировщиков на Мурманск он сбивает три «Юнкерса-88».
15 сентября 1941 года шесть истребителей под командованием Сафонова вступает в бой с 52 (!) немецкими самолетами. В этом жарком бою наши летчики Сафонов, Коваленко, Максимович, Семененко, Соколов, Сорокин отправили на землю 13 вражеских машин, а сами вернулись на базу без потерь. На личном счету Сафонова в этом бою три победы.
16 сентября 1941 года Борису Сафонову присвоено звание Героя Советского Союза. Через месяц майор Сафонов становиться командиром 78-истребительного авиаполка, который оснащается полученными из Великобритании истребителями «Хоукер Харрикейн».
У комполка много забот на земле, но воздушная боевая работа для Сафонова была и остается самым главным и любимым делом жизни. Пилотируя британскую машину, основательно переработанную нашими авиатехниками для повышения боевых качеств под личным руководством Сафонова, истребитель сбивает еще пару немцев – истребитель Ме-109 и бомбардировщик Хе-111.
18 января 1942 года полк Сафонова преобразован во 2-й Гвардейский смешанный авиационный полк. Теперь командованием Бориса Феоктистовича оказались не только истребители, но и штурмовики, бомбардировщики и торпедоносцы.
Полку приходиться активно работать на воздушной защите конвоев союзников, идущих в Мурманск, осуществлять задаче по штурмовке вражеских аэродромов, охотиться за кораблями противника.
Сафонов снова в воздухе. 30 мая 1942 года, пилотируя американский «Киттихоук», подполковник Сафонов во главе звена истребителей вылетел на прикрытие каравана PQ-16, идущего к Мурманску. В этом бою он сбивает три немецких бомбардировщика «Юнкерс-88».
Из этого боевого вылета Борис Сафонов не вернулся. Место, где он погиб - 69 градусов 51 минута северной широты, 34 градуса 42 минуты восточной долготы, - точка в холодном Баренцевом море, где оборвалась его короткая, но яркая жизнь. Причиной гибели летчика, по-видимому, стала остановка мотора истребителя «Киттихоук».
14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Бориса Феоктистовича Сафонова второй медалью «Золотая Звезда».
За все время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, лично сбил 20 вражеских самолётов и 5 были сбиты им в группе.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.