Нашей стране совершенно не нужен Международный валютный фонд
75 лет назад, 1 марта 1947 года, в Вашингтоне начал работу Международный валютный фонд, который был учрежден сразу после завершения Второй мировой войны, когда 29 государств подписали Хартию фонда для повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. Советский Союз принял участие в работе по его созданию, однако позже отказался войти в число учредителей фонда. Почему это произошло, как валютный фонд работает сейчас и нужно ли России членство в МВФ? Об этом нашему изданию рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, доктор экономических наук Михаил Делягин.
- Михаил Геннадьевич, почему возникла принципиальная необходимость в появлении такой международной организации, как МВФ?
- После Второй мировой войны экономики многих стран, в том числе и европейских, оказались полностью разрушенными. Поэтому и были созданы Международный валютный фонд и Всемирный банк как организации, призванные обеспечивать развитие государств и их экономик.
Замысел состоял в том, что МВФ должен был стабилизировать денежно-кредитные системы стран и макроэкономическую ситуацию. После чего Всемирный банк на основе этой стабильности обеспечивал вложения в инфраструктуру, тем самым и создавая предпосылки для развития экономик (кстати, его второе название — Международный банк реконструкции и развития). Но, к сожалению, в реальности они «обеспечивают стабильность» такими методами, которые исключают возможность последующего развития.
- Из-за этого СССР решил не вступать в МВФ?
- Да, ведь вступление Советского Союза в МВФ означало бы подчинение нашей экономики Соединенным Штатам Америки. И это было главной причиной.
Хотя надо напомнить, что на первом этапе создания фонда Советский Союз намеревался стать его членом. Тогдашний президент США Рузвельт заявил, что СССР как наиболее пострадавшая от войны страна должна стать главным объектом американской помощи. Собственно говоря, МВФ и Всемирный банк специально создавались как операторы этих финансовых средств.
Но после смерти Рузвельта к власти пришел Трумэн, который проигнорировал идею своего предшественника. В итоге на деньги, предназначенные Советскому Союзу, стал реализовываться план Маршалла. В такой ситуации вступление СССР в МВФ означало прямую экономическую зависимость от Запада и потерю экономического суверенитета. На что, естественно, советское руководство никак не могло согласиться.
Впрочем, именно это и было всегда целью главных макроэкономических рекомендаций фонда, сразу привязывающих страну к доллару. При этом эмиссия национальной валюты осуществлялась не по потребностям государства, а в зависимости от того, сколько долларов государство получило от фонда. Так МВФ контролирует экономики тех стран, которые вынуждены выполнять его рекомендации за полученные кредиты.
- 1 июня 1992 года членом МВФ стала и Россия. В то время вы работали в группе экспертов аппарата Президента РФ. Знаете, кто решал этот вопрос?
- Это решение принималось в окружении Егора Гайдара (в то время — первый заместитель председателя Правительства РФ. — Ред.). Причем оно считалось чисто техническим, ведь тогдашнее руководство страны декларировало, что Россия должна стать частью мировой экономики. И вступление в МВФ рассматривалось как шаг на пути по приобщению к западной цивилизации.
- После развала СССР Россия приняла на себя многомиллиардный долг, в том числе и бывших союзных республик по разным данным, от 65 до 140 миллиардов долларов. Имели ли значение в погашении этого долга выделяемые нам кредиты МВФ?
- По поводу долга СССР. Во-первых, Россия приняла на себя все активы и пассивы и вышла на так называемую «нулевую сделку», благодаря которой постсоветские республики смогли начать жизнь с чистого листа.
А во-вторых, во времена Горбачева произошло масштабное переписывание на Советский Союз долгов других государств. Например, если в 1986 году бывшие социалистические страны были должны СССР огромные деньги, то уже в 1989 году Союз оказался должником у этих же стран… Считаю это масштабной коррупционной операцией, проведенной высшими советскими чиновниками в сотрудничестве с западными и восточно-европейскими коллегами.
Что же касается кредитов МВФ, то они не имели определяющего значения в погашении нашего долга. Международный валютный фонд предоставлял финансовые средства для стабилизации экономики и снижения инфляции. Но происходило это при условии осуществления таких жестких мер, которые сводили к нулю возможности нашего экономического развития. И в конечном счете стимулировали не снижение, а рост инфляции и ослабление рубля.
- И какими были эти условия?
- В переводе на обычный язык их можно описать так: необходимо открыть границы для недобросовестной внешней конкуренции, в первую очередь западной; необходимо уничтожить свою промышленность и реальный сектор экономики; необходимо все и вся приватизировать; необходимо минимизировать социальные расходы; необходимо не предпринимать каких-либо усилий государства по своему развитию.
- Но это, наверное, вы сформулировали уже последствия, то, что уже фонд ожидал на выходе?
- Нет, я фиксирую то, что требовалось фондом. Это, собственно говоря, требования известного Вашингтонского консенсуса, разработанные для стран Африки и Латинской Америки и окончательно закрепленные на бумаге в 1989 году.
- Почему квоты в МВФ определяются в специальных правах заимствования — СДР? Для чего необходима эта абстрактная финансовая единица?
- Такая синтетическая величина введена для того, чтобы нейтрализовать колебания свободно конвертируемых валют относительно друг друга, в частности, для снижения рисков от возможного изменения курса доллара. СДР — своеобразная «валюта», которую выпускает Международный валютный фонд и которая существует только в безналичной форме.
- Если гипотетически предположить, что через некоторое время мир завоюет криптовалюта, то отпадет ли тогда необходимость в таком валютном фонде?
- Фонд — это особый и достаточно эффективный инструмент, который необходим Западу для подавления любого конкурента и любого развития, отличного от западного. А такая функция фонда никогда не утратит своей актуальности.
- В одном из интервью 2011 года вы заявили, что МВФ всегда предлагает одни и те же меры: «Это тот врач, который выписывает рецепт, не интересуясь вашим диагнозом и обычно эти меры несовместимы с жизнью». Похоже, ваше мнение о фонде не изменилось и спустя десять лет?
- Мое мнение не изменилось, как не изменилась и политика МВФ, и его функции.
Что касается цитаты про врача, выписывающего рецепт, не интересуясь диагнозом, то она прозвучала после дефолта 1998 года, а ее автором является известный премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, действующий в противовес рекомендациям МВФ и превративший слаборазвитую аграрную страну в одного из «азиатских тигров».
Это справедливая оценка фонда, потому что его задача — исключить возможность самостоятельного развития, сделав его единственным источником сначала западные, а потом транснациональные корпорации. Задачи и функционал не меняются — не меняются и рецепты.
- Насколько сегодня России необходимо сотрудничество с фондом?
- С моей точки зрения, нашей стране совершенно не нужен Международный валютный фонд. Мы уже расплатились со всеми внешними долгами, а от зависимости в их кредитных деньгах избавились еще в начале нулевых. Хотя идеологическое и даже некое религиозное влияние на российских либеральных чиновников МВФ сохраняет до сих пор. И от этого надо избавляться.
- А в сегодняшней ситуации все новых и новых антироссийских санкций из-за спецоперации на Украине может ли МВФ исключить Россию из своих рядов?
- Все возможно. Но поскольку такой шаг снизит влияние Запада на нашу страну, то это вряд ли произойдет. Нам самим нужно выходить из МВФ, чтобы уйти от давления финансовых спекулянтов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
МВФ и акционирование ВСЕХ наших "народных достояний" нужно жидам России. Привязать экономику к доллару, создать золото-валютные зарубежные запасы, % с которых втихую воровать. Как можно было сделать подобное со стратегическими объектами и предприятиями? РЖД, Водоканал, пароходство, добыча и обогащение золота и алмазов, ... На всё жиды наложили свои лапы и продали Западу.