Среди огромного количества советского оружия и военной техники
есть несколько образцов, которые без преувеличения можно назвать
легендарными и знаковыми. Именно с ними у иностранцев ассоциировался
образ Советской армии, которая способна за считаные дни дойти до берегов
Ла-Манша. Кроме легендарного и знаменитых советских танков,
в этот список можно включить и боевой вертолет Ми-24, который с начала
70-х годов находится на вооружении сначала советской, а потом и
российской армии.
Ми-24 – советский ударный вертолет, гремучая смесь штурмовика и
боевой машины пехоты. Этот тяжеловооруженный, защищенный броней и
невероятно живучий вертолет был участником множества конфликтов и
прекрасно зарекомендовал себя в них. Изначально он был разработан для
классической войны на европейском театре военных действий, но позже
оказалось, что Ми-24 прекрасно подходит для локальных конфликтов и
борьбы с партизанами. Вертолет Ми-24 (в армии его прозвали «крокодилом»)
– это настоящий символ афганской войны.
Ударный вертолет Ми-24 имеет множество модификаций, его производство
продолжается и в наши дни. Этот вертолет является вторым по массовости
после американского вертолета AH-64 Apache. В настоящий момент Ми-24 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира, всего было произведено 3,5 тыс. единиц этой машины.
Немного истории
История вертолетов началась почти сразу после окончания Второй
мировой войны. Пионерами в этом деле стали американцы, впервые
винтокрылые машины были использованы во время корейской войны. Первые
вертолеты были поршневыми, их применяли для ведения разведки,
целеуказания и эвакуации раненых. Военные люди довольно консервативны, поэтому на первых порах у
вертолетов было много противников. Американским генералам не нравилась
их тихоходность, слабая защищенность и отсутствие вооружения. Однако
опыт боевых действий показал высокую эффективность вертолетов. Так,
например, использование вертолетов для эвакуации раненых в несколько раз
повысило их выживаемость.
К концу корейского конфликта США стали самой «вертолетной» страной
мира, созданием подобных летательных аппаратов занимались несколько
десятков компаний.
В 60-е и 70-е годы крах колониальной системы вылился в десятки
локальных конфликтов по всему миру, в которых обычно регулярные войска
противостояли разным повстанческим группировкам, нередко базировавшимся в
труднодоступной местности. И вот тогда и выяснилось, что вертолет – это
великолепный инструмент противопартизанской войны. В середине 60 годов в США возникло новое воинское подразделение –
аэромобильная дивизия, в состав которой входило более 400 армейских
вертолетов. Сразу после формирования дивизия была отправлена в джунгли
южного Вьетнама. В 1966 году в небе этой страны появился первый в мире
ударный вертолет — AH-1 «Кобра». Эта машина не должна была перевозить десант или вести разведку, основной ее миссией было уничтожение неприятеля. Еще одним поворотным моментом в биографии боевых вертолетов стал
октябрь 1973 года. Во время очередного арабо-израильского конфликта 18
ударных израильских вертолетов «Кобра» за один вылет уничтожили 90
египетских танков советского производства. На Западе поняли, что ударный
вертолет – это лучшее противотанковое оружие.
В СССР не сразу разглядели потенциал новых летательных аппаратов, но
затем азартно бросились догонять потенциальных противников. В 1965 году
началось производство знаменитого многоцелевого вертолета Ми-8, который можно назвать военно-транспортным. На него устанавливались управляемые ракеты и пулемет
калибра 12,7 мм. Кабина экипажа и двигатели были защищены броней. Кроме
того, эта машина могла брать на борт более двадцати десантников.
Однако советским военным нужен был боевой вертолет с более мощным
вооружением, способный не только перевозить десант, но и эффективно
уничтожать живую силу и боевую технику
противника. Разработка нового ударного вертолета началась в 1967 году.
Советская концепция отличалась от американской. Конструкторам нужно было
создать не просто ударный вертолет, а летающую БМП, которая могла бы не
только высадить десант, но и при необходимости прикрыть его огнем. Война в Афганистане стала суровым тестом для Ми-24. Слабостью этой
машины являлся недостаточный КПД несущего винта. Это было очень важно
для условий афганского высокогорья. Чтобы решить данную проблему
следовало повышать мощность двигателя. Конструкторам удалось довести
статическую высоту до 2,1 тыс. метров.
Еще одной серьезной проблемой стала недостаточная защита машины от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).
На вертолеты были установлены автоматы для отстрела тепловых ловушек,
кроме того, на Ми-24 были установлены станции СОЭП «Липа». Нагреватели и
система зеркал, находящиеся в ее вращающейся головке, создавали помехи
для ГСН ракет и значительно снижали вероятность поражения вертолета.
Также были проведены работы по снижению температуры выхлопных газов
двигателя. Специальная конструкция смешивала их с холодным воздухом, что
уменьшало температуру на 60%.
Еще одним направлением модернизации стало повышение боевой
эффективности применения вертолета. Неуправляемые авиационные ракеты
(НАР) С-5 были заменены на НАР С-8, превосходящие их по всем
характеристикам. Были разработаны подвесные контейнеры с пушками ГШ-23А.
Появились подвесные кассетные контейнеры, снаряженные осколочными,
фугасными бомбами или минами. Были разработаны держатели для восьми
фугасных бомб ФАБ-100. На некоторые вертолеты был установлен ночной прицел, что расширило боевые возможности машины. Южноафриканская компания АТЕ в сотрудничестве с КБ Миля и АО
«Росвертол» создала модификацию вертолета Ми-24 Super Hind. Еще две
модификации южноафриканцы создали вместе с украинским заводом «Авиакон».
Эти машины поставлялись в Алжир и Азербайджан.
На этих вертолетах установлено западное навигационное оборудование,
аппаратура связи и система управления огнем. Все это работает по
стандартам НАТО.
Работы по улучшению Ми-24 ведутся и сегодня. АО «Росвертол» создали
несколько машин, способных эффективно вести боевые действия в ночное
время. 14 вертолетов были переданы российским ВС в 2004 году.
Однако, следует отметить, что на сегодняшний день армейский вертолет
Ми-24 уже является устаревшей машиной. И дело здесь не в его техническом
несовершенстве, а в концепции его применения. Тяжелый бронированный
вертолет, слабо приспособленный для использования высокоточного
вооружения, вряд ли будет востребован в будущем. Вертолет Ми-24
разрабатывался более сорока лет назад совсем для другой войны.
Большинство недостатков этой машины решены на Ми-28Н, который, по сути,
является эволюционным развитием «крокодила».
Описание конструкции
Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он
выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей,
рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.
Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а
бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж
состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью
герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая
обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения
кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.
Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше
атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного
воздуха.
Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.
В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и
штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты
входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены
из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и
бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.
В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же
расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека
находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего
лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки
пассажиров.
Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из
двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и
гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом
грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К
наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья
машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки
шасси.
Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал
трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также
проблесковые маячки.
На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|