Казаки, по мнению многих, – преданные царю люди, всегда подчинявшиеся воле монарха. Но так ли это?
Казаки — «вольные» люди.
В
XV веке на территориях Восточной Европы, через которые проходили
крупные торговые пути, начали скапливаться массы людей. Эти поселения со
временем обзавелись традициями и собственными военными отрядами.
Именно
люди, селившиеся неподалёку от Дона, Днепра, Яика и Волги, начали
называться казаками. В переводе с тюркского слово «казак» означает
«вольный человек». И вольница казачья была не только в освобождении от
налогов и податей.
Шайки донских казаков наводили страх на
улусы ногаев, громили их, нередко грабили рыболовов, проезжих купцов и
татарских послов. Иван IV Грозный регулярно получал жалобы на казаков от
князя Юсуфа и мурзы Измаила.
Царь велел повесить нескольких
казаков в присутствии ногайских послов, чтобы «вольным людям» неповадно
было. А князьям в 1553 году написал, что «из дружбы к ним Волгу от
разбойников казаков очистил, а другим дал крепкую заповедь жить смирно».
Грозный уверял татарских союзников, что все злые казаки казнены, а на
место их поставлены казаки добрые, «в которых воровства нет». Правда,
через несколько лет добрые казаки ограбили и побили русских людей,
шедших в Астрахань.
Однако стоит отметить, что Иван IV частично
смог направить энергию казаков в нужное для России русло: царь
задействовал «вольных людей» в осаде и взятии Казани.
В начале
80-х годов XVI века ватага атамана Ивана Кольцо без царского на то
дозволения вела войну против ногайской орды на Яике. Казаки взяли
столицу ногайских татар Сарайчик, «погромом погромили» и отправились на
Волгу. Там они соединились с дружиной Ермака Тимофеевича и стали думу
думать, чем дальше заниматься. От Казани уже шло 40-тысячное войско,
которому царь-батюшка приказал очистить Волгу от воровских атаманов. Тут
как нельзя кстати подвернулось предложение Максима Строганова — он
просил казаков припугнуть сибирского хана. Так и отправились вольные
люди «пугнуть татар хана Кучума», вместе с этим покорив Сибирь.
Доставляли
хлопоты казаки и царю Федору Иоанновичу. В 1584 несколько сот волжских
казаков поселились на берегах Яика, обжились земляными укреплениями и
принялись нагонять страх на ногаев. Особенно доставалось князю Урусу,
который постоянно жаловался на разбои царю. Но тот ответил просто, что
казаки — «беглецы, бродяги, и живут там самовольно».
В XVII
веке казалось, что казаки немного поутихли и занялись мирной торговлей с
Москвой. Как бы не так: в начале века верховые казаки захватили
несколько южных волостей, выгнали из поместий служилых дворян и боярских
детей и стали сами «кормиться» с местных сел и деревень. Низовые
казаки, соединившись с запорожскими черкасами, принялись жечь
подмосковные города Романов, Углич, Кашин. И до того не слишком теплые
отношения между Доном и Москвой значительно охладились.
Взбунтовались
и запорожцы. Поляки и литовцы долгое время притесняли представителей
православной веры, и казаки устали это терпеть. С 30 — 40-ых годов XVI
века запорожцы совершали набеги на польских дворян, сжигали их имения.
Со временем эти беспорядки переросли в восстание Богдана Хмельницкого.
Ещё
сильнее обострилась ситуация в период бунташного века. Крупнейший бунт
XVII столетия против царя Алексея Тишайшего возглавил казак Степан
Разин. По мнению многих казаков, усилившаяся после Смутного времени
российская государственность ущемляла их права и свободу. Восставшие
казаки проиграли, понеся жестокое наказание за мятеж.
Казачество: служба русским императорам.
Превращая
Русское государство в Российскую империю, Пётр Великий думал о
поголовном подчинении граждан его страны государству. Подчинение это
касалось и казаков.
Разумеется, подобная политическая тенденция вызывала недовольство среди представителей свободолюбивого казачества.
К
примеру, против власти монарха восстал атаман Кондратий Булавин вместе с
подчинёнными ему донскими казаками. Сторонники Булавина убивали
офицеров и солдат армии Петра I, но потерпели поражение. Помимо
репрессий, которым подверглись мятежники, это восстание привело к
ликвидации независимости Донского войска.
Во второй половине
XVIII столетия Екатерина II опасалась, что запорожцы поддержат восстание
Емельяна Пугачёва, как когда-то Иван Мазепа поддержал восстание
Булавина. Из-за этого императрица приказала распустить Запорожскую Сечь.
Также за участие в событиях 1773 — 1774 годов Екатерина II
расформировала Волжского казачьего войско.
Также при Екатерине
Великой казаки, называемые гайдамаками, совершали набеги на помещиков из
Польши. Однако эти случаи вскоре сошли на нет из-за присоединения части
польских земель к территориям Российской империи.
В XIX веке
казачество верно служило русским императорам. Сыны Тихого Дона помогали
решать внешние проблемы: они доблестно воевали против армии Наполеона
Бонапарта, сражались с горцами, бились с войсками Османской империи.
Во
время Первой русской революции 1905 — 1907 годов верные династии
Романовых казаки занимались разгонами демонстраций, иногда прибегая к
использованию нагаек и огнестрельного оружия. Многие
революционеры-социалисты были евреями, из-за чего в Российской империи
усилились антисемитские настроения. Некоторые представители казачества
участвовали в еврейских погромах начала XX столетия. Солдаты и казаки,
по долгу службы призванные защищать порядок, часто ждали, пока погромы
закончатся сами собой, мешая отрядам самообороны помогать евреям.
Засвидетельствованы случаи, когда 26 мая 1905 в Минске и 29 мая в
Брест-Литовске казаки и солдаты стреляли по евреям на улице.
В
годы Гражданской войны среди белых казаков были сильны антисемитские
настроения. Участились убийства по национальному признаку. Барон Пётр
Врангель в своих «Воспоминаниях» писал о попытках остановить погромные
настроения и террор, однако такие лихие атаманы, как Андрей Шкуро,
продолжали разбойничать, испортив своими действиями репутацию белого
движения.
Впрочем, в Гражданскую войну убивали не только белые
казаки. Летом 1919 сторонники Петлюры устроили погром в Белой церкви
еврейской общины. После их ухода банда атамана Зеленого превратила
погром в настоящую кровавую резню. К Зеленому присоединились и терские
казаки из Добровольческой армии. В сентябре эти же казаки бесчинствовали
в Фастове. Но одними грабежами и убийствами тогда не ограничилось.
Известен случай, когда казаки ворвались в синагогу во время Иом-Киппура,
избили молящихся, изнасиловали и женщин и разорвали священные свитки
Торы. Тогда погибло около тысячи человек.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.