К Первой мировой войне Каспийская флотилия
была местом скучным и захолустным – противников нет, единственное
государство, выходящие к Каспию, помимо, понятно, России, своих морских
сил не имеет, знай – служи пугалом для вассальных, по сути, персов и
занимайся перевозками и борьбой с контрабандой. Мощью флотилия тоже не
потрясала:
К началу 1918 г. в Баку
находились канонерские лодки «Ардаган», «Карс», посыльные суда
«Астрабад», «Геок-Тепе», «Араке», вооруженный буксир «Красноводск» и
несколько катеров. Но и этого, строго говоря, было много, за
полным-то неимением противника. Собственно, война каких-либо хлопот
флотилии не доставила, персы были под полным контролем, бои шли дальше –
в Турции и Месопотамии, а перевозки они и есть перевозки.
Все
изменил 1917 год, точнее – «великая и бескровная» Февральская революция.
К лету, еще без всяких большевиков, начался развал турецкого фронта, и
турки, сначала возвратив территории свои, стали поглядывать на
Закавказье. Причины таких аппетитов были – на юге бывшей империи поднял
голову национализм, в Баку рабочие поддерживали большевиков, власть
Временного правительства была во многом номинальной. А после революции
Октябрьской и вовсе: Кавказского фронта не стало, зато меньшевики
создали свои правительства, в противовес правительству Шаумяна в Баку.
И
тут в дело вмешались англичане. Понять Антанту можно, что на Дальнем
Востоке, что на Севере, а что и на Каспии – после Брестского мира
Германия могла получить огромные ресурсы на продолжение войны. В
Архангельске это были склады и база, а на Каспии – нефть. Один из
основных мировых источников нефти в то время. Что, впрочем, не отменяет
личной корысти – и в смысле приватизации в свою пользу наследства
умершей империи, и в плане создания вассальных государств и
распространения влияния в новые зоны.
Отойдя на секунду в сторону
от темы – Белое движение поддержка союзников во многом и погубила,
толку с нее было, как говаривал черт, остригая кошку, мало, зато шума –
много. В смысле – поддержка была недостаточной, зато картина вторжения
Европы в Россию налицо, а пособников оккупантов у нас традиционно не
любят.
Год 1918 Большевики понимали все значение
Баку для России и нефти – для промышленности, и именно потому уже в
апреле 1918 года каспийцы высаживали десанты против белых в Дагестане. В
мае же ситуация меняется – турки начинают наступление на Баку, и перед
большевиками встает вопрос в стиле «казнить нельзя помиловать». Воевать
согласно Бресту – нельзя, и не воевать тоже нельзя, а вокруг бардак –
помимо большевиков, есть меньшевики и прочие, суверенный Азербайджан и
англичане, поддерживающие таких же суверенных армян против турок.
Данный
гордиев узел разрубили англичане – оккупировав север Персии, они
создали там свою флотилию из русских торговых кораблей, вооруженных
английской артиллерией и смешанными экипажами, и вмешались в конфликт.
Изначально неудачно – турки Баку заняли. Но уже 30 октября Османская
империя капитулирует, и 17 ноября 1918 года генерал Томпсон с
пятитысячным отрядом вступает в Баку.
Старая флотилия к тому времени приказала долго жить, корабли остались, но экипажи были полностью разложены:
Революция
не только морально разложила команды кораблей, но она физически
испачкала корабли. От былой щепетильной чистоты не осталось следа. От
былого веселого, подтянутого, молодцеватого и чистого вида команды тоже
не осталось следа. Это была какая-то банда разнородно и грязно одетых
людей, мрачных и насупленных, шляющихся с папиросками в зубах. А
с техническим состоянием тоже все было не слава Богу. Впрочем, к концу
1918 года проблемы нефти волновали в России мало кого – когда бои идут
по всей территории страны, это как раз несущественные детали. Но там,
где гибнет старое, всегда найдется место новому, и Каспийские флотилии
возрождаются, точнее – создаются с нуля.
Москва, оправившись от
провала в состояние Гражданской, быстро оценила значение кораблей и,
имея в распоряжении внутренние водные пути и Балтийский флот, быстро
перебросила в Астрахань шесть устаревших эсминцев и четыре субмарины,
организовав Каспийско-Астраханскую флотилию. В ее составе был молодой
Исаков, будущий советский адмирал и флотоводец.
Бои на Каспии,
конечно, не относятся к шедеврам искусства войны, у белых хватало
опытных офицеров, но без надежных матросов, у красных – были боевые
корабли, но дикая нехватка офицеров, это как раз та ситуация, когда обе
стороны не могли продемонстрировать чего-то серьезного:
Была
масса осечек, вначале почти половина, к концу боя около одной трети.
Наши снаряды давали небольшой всплеск, почти без дыму, еле видный, что
крайне затрудняло пристрелку. Наши снаряды вначале ложились
беспорядочно, плохо по целику, бессистемно по прицелу и давали почти
исключительно недолеты. Как у белых, так и у нас, белые
пароходы, сами постреляв куда-то в сторону противника, серьезных
повреждений не получили. Стычка (или битва) возле острова Чечень
закончилась. Не закончилась война, где у красных задачей номер один была
оборона Астрахани, у белых – ее захват, а англичане были на своей
стороне.
Год 1919 Помимо англичан, которые и
контролировали Каспий той зимой, через их марионеточное
Каспийско-Кавказское правительство атамана Бичерахова. Впрочем, скоро
неуживчивый атаман ушел в Дагестан, а Баку передали азербайджанцам.
Точнее, как передали – допустили, контроль над Каспием британцы отдавать
не собирались, вывезя из региона ценностей (в основном – нефти) на 115
миллионов золотых рублей. Бичерахов тоже пытался обзавестись флотом:
8
ноября «Нобель» и «Алла Верды» пришли в Красноводск. Там они увидели
странное зрелище. Небольшой пароход «Пир-Алаги» носился по
Красноводскому рейду и грозил обстрелять берег из своей 37-мм пушки и
двух пулеметов. Оказывается, этот пароход был вооружен Бичераховым, а
команда его вместе с капитаном – в стельку пьяны. Но не очень и
успешно. Силой оставались англичане, которые вооружали транспортные
суда, превращая их во вспомогательные крейсера, силу на Каспии пытался
создать ВСЮР Деникина для организации устойчивой связи с Колчаком.
Каспийская
военная флотилия Вооружённых сил Юга России (КВФ ВСЮР) с главной базой в
Петровск-Порте (ныне Махачкала) была создана в апреле 1919 года,
подчинялась начальнику морского управления ВСЮР вице-адмиралу А. М.
Герасимову и в оперативном плане – командующему вооружёнными силами
Терско-Дагестанского края, затем Северного Кавказа. Но им,
опять же, препятствовали англичане, которые видели в Каспии и Баку
выгодную и богатую колонию. В этом смысле – что белые, что красные были
угрозой этим планам, белые на начало весны 1919 года даже большей, ибо
находились ближе. Между тем сами англичане перебрасывали на Каспий
гидросамолеты и торпедные катера, а персидский порт Энзели превратили в
свою базу.
Война на Каспии возобновилась весной, после ледохода,
уже 30 апреля 1919 года красные захватывают форт Александровский без
боя. Как частенько бывало в те времена – разагитированный гарнизон
попросту принял сторону красных. Главная проблема флотилии 1918 года –
отсутствие нормальной базы, а Астрахань такой быть не могла по причине
мелководности, была решена. Но не до конца. Нужен был гарнизон,
береговые батареи, нормально налаженная служба и ремонтные мощности.
А 20 мая грянул бой в Тюб-Караганском заливе. И битва эта зеркало русской Смуты.
Красные
проспали подход белых, эсминец «Москвитянин» вышел из строя в начале
боя, субмарины были небоеготовы, в итоге – потеряны минзаг «Демосфен»,
плавбатарея, плавбаза «Ревель» и посыльное судно. Кроме того, в порту
взорвался транспорт со снарядами. Белые, в свою очередь, имея авиацию
и торпедные катера, добивать красную флотилию не стали, и в итоге она
ушла в Астрахань. Почему не стали – англичане были против, им как раз
решающая победа одной из сторон была не нужна. Любой победитель в нашей
Гражданской сразу бы поднял вопрос Баку и нефти.
Между тем
красным стало не до открытого моря – Колчак и Деникин рвались к
Астрахани, дабы соединиться, и главной задачей и армии, и флота стала ее
оборона. Все лето и часть осени судьба войны решалась на суше, а
предельно изношенные старые эсминцы красных в открытое море не выходили –
хватало других задач. Между тем в июне англичане покидают Баку, передав
свои корабли белым, включая и гидросамолеты, и торпедные катера.
Астрахань
устояла, и вопрос Каспия снова становится актуальным. Все бои этого
периода – перестрелки в окрестностях Астрахани, где белые пытались
поддержать свои войска, а красные – свои. Особого успеха стороны не
имели, а дисциплина у белых тем временем проседала:
«…леность,
пьянство, дебоши и скандалы офицерства, показывая дурной пример
матросам, подрывают авторитет начальников, играют в руки большевистским
агентам, находящимся в среде беспризорных матросов... Пьянство морских
чинов на берегу приняло такие размеры, что для борьбы с этим злом
начальником войск Дагестана принимаются чрезвычайные меры». Вдобавок
белые еще окончательно погрызлись с Азербайджаном и всерьез стали
готовиться к войне еще и с ним... Боевые действия прекратила зима, но
перелом на суше означал и перелом на море, и стороны это понимали.
Год 1920 Вообще,
сила у белых была огромная – 10 торпедных катеров, десять самолетов,
куча вооруженных пароходов и даже трофейный эсминец «Москвитянин»,
правда, неисправный. Но единственный город, где эта сила могла пройти
полноценный ремонт – Баку, подконтрольным белым не был, а на суше
преимущество красных нарастало.
Собственно, оно все и решило –
отступление на суше привело к полной деморализации белой флотилии и
бегству ее в Персию. Наступающая по обоим берегам Каспия Красная армия
оказалась гораздо более эффективным морским оружием,
чем корабли. В принципе, ситуация была зеркальной 1919 году – поражения
на суше Красной армии предопределили поражение на море, и никакие
авантюры помочь в этом деле не могли.
А финал войны на Каспии оказался красивым:
«Мне
представлялся выбор между тем, чтобы подвергнуть опасности мои силы без
шансов на отступление и с верным поражением в конце… или принять
условия советского командующего и тем самым оттянуть мои силы к Решту
без сопротивления и потерь».
В виде десанта в Персию и захвата порта и военно-морской базы Энзели со взятием трофеев:
17
морских судов, плавбаза с четырьмя торпедными катерами,
гидроавиатранспорт и четыре гидросамолета, 70 орудий и 3 полевых
радиостанции. И дальнейшим провозглашением Гилянской Советской республики. Один из белых офицеров писал:
Англичане
все бросили, все их склады были разграблены персами, уважение к ним
было потеряно, и вся ситуация в Персии повернулась так, что мы стали
гордиться своими русскими, хоть и нашими врагами.
Выводы Война
на Каспии в 1918–1920 годах доказала простую и очевидную истину: в
прибрежных водах флот – инструмент вспомогательный, и его судьба
определяется на суше.
Старую Каспийскую флотилию погубил
воистину эпический бардак в Закавказье, Красная флотилия потерпела
поражение, пытаясь действовать вместо армии, сама захватывая себе базу, а
Белая флотилия после поражения своей армии просто сбежала в Энзели.
Флот же Азербайджана в бой так и не вступил и перешел красным без боя.
Это
не значит, что корабли не нужны, на такого рода театрах – они
необходимы. Так, наличие Красной флотилии помогло удержать Астрахань и
обеспечивать контрабанду нефтепродуктов в самый тяжелый период, ну и
точка в войне тоже сугубо морская. Но необходимы они сугубо в
определенных пределах и для узких задач. Флотилия не могла предотвратить
поражения, она могла их ослабить.
Второй вопрос – судоремонт и
снабжение. Имея связь с внутренними районами страны, РККФ мог позволить
себе судоремонт и пополнение, белые же, отрезанные от Баку, несмотря на
помощь англичан – не могли.
В целом же война на море – это часть
войны на суше, что на Каспии времен Гражданской, что на Балтике 1941
года, что гораздо ранее возле стен Порт-Артура. И видеть во флоте во
время войны сухопутной самостоятельный инструмент – глупо.
Роман Иванов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|