В любом интернетовском поисковике на словосочетание «Большая Верейка, каменный лес» вылезает 2–3 статьи с упоминанием этой природной аномалии Рамонского района. Хотя это тот случай, когда понятие «аномалия» легко трансформируется в «жемчужину».
Каменный лес — это овраг, на дне которого точно рукой великана на площади чуть более одного гектара беспорядочно разбросаны громадные камни. Одни называют его «каменным лесом», другие — «каменным логом», а третьи, услышав об этой загадке природы, недоуменно пожимают плечами — мол, быть такого не может в самом центре Черноземья.
Однако — может, и еще как. Если на спутниковой карте найти деревеньку Васильевка Рамонского района, то примерно в полутора километрах к северо-востоку от нее и будет тот самый овраг с каменным лесом. Конечно, никакая карта не передаст обаяние того или иного места — его нужно исходить ногами, а иногда и облазить буквально на животе. Примерно так и поступили журналисты «МК в Воронеже».
Контуры этой балки, по дну которой протекает чистейшая речушка Быстрик, напоминают на карте паука — где вместо лап можно заметить несколько ответвлений, расходящихся в стороны.
Провожатым по этим «паучьим лапам» для нас недавно стал учитель физкультуры местной школы, 64-летний Алексей Постовалов.
— В последний раз я там был в прошлом году, — рассказал Алексей Яковлевич, — привез туда детей и внуков, чтоб полюбовались, они меня давно просили о такой экскурсии. В теплое время года сюда часто приезжают туристы из Воронежа, лазают по откосам оврага, фотографируют камни. Хотя доехать сюда непросто — с асфальта уходишь на грейдер, а потом пилишь три версты до Васильевки, переезжаешь насыпь на Быстрике и сразу за ней сворачиваешь направо в гору. На низенькой городской машиненке близко не подъедешь, придется бросать ее и пешком идти около километра.
Туман — похож на обман
Алексей Постовалов облазил весь каменный лес, будучи еще мальчишкой. Бегал сюда играть в «войнушку» с пацанами после школы — места на дне балки глухие, всюду камни разбросаны, лучших укрытий для «партизан» не найти. Опять же речушка протекает, раньше в ней много рыбы было, попадался даже гольян, ареал обитания которого расположен далеко от этих мест — в Карелии, на Вологодчине, в Сибири. Но именно быстрое течение прозрачных вод Быстрика, извивающегося среди каменных глыб, и привлекло в эти места диковинную рыбешку.
Перед поездкой в каменный лес мы много общались с местными жителями об истории этого загадочного нагромождения валунов. Из обрывков этих бесед стало известно, что лет тридцать назад из Москвы в эти места приезжали ученые, что-то копали, записывали, а с чем уехали — никто уже и не упомнит. Но после их отъезда тут ходили разговоры о том, что эти камни — обломки какого-то старинного строения типа крепости, когда-то стоявшей на краю холма. Потом за долгие годы оно, судя по всему, рассыпалось, а булыжники укатились под гору, на дно оврага, и став тем самым каменным лесом.
Довелось услышать и здешнюю легенду о том, что в середине 19-го века в этих местах бесследно исчез купеческий обоз. Якобы в тумане несколько подвод потеряли дорогу и оказались возле каменного леса, а больше их никто не видел. А местные жители после этого якобы наблюдали в дождливые дни в окрестностях Васильевки какие-то фигуры, точно облепленные туманом. Иногда со стороны каменного леса до сих пор доносятся какие-то странные звуки…
Привык к чудесам
— Ерунда все это! — уверенно заявил гостям из Воронежа единственный обитатель сегодняшней Васильевки, 68-летний Михаил Аксенов. — Понаплетут люди невесть что! Да, сегодня в наши края частенько приезжают туристы из Воронежа на камни поглазеть. Это для них — диковинка, а мы тут всю жизнь прожили, привыкли к камням этим. Раньше в Васильевке было 50 дворов, чуть в стороне стояла барская усадьба здешнего помещика Сурикова. Да только теперь ничего не осталось — только я со своими овцами да баранами доживаю свой век. А в каменный лес давно не хожу — чего я там не видал?
Михаил Аксенов рассказывает, что каменный лес всегда был любимым местом игр окрестной детворы, ребята лазили по камням, ловили рыбу, купались в Быстрике, даже пили воду из него — чистую и студеную. Кстати, возле скамейки во дворе у Михаила Аксенова лежит обломок валуна, принесенный в свое время из того самого каменного леса…
Прогуляться с гостями к камням хозяин не захотел, зато Алексей Постовалов довел нас туда за полчаса.
Если смотреть на каменный лес с края луга, почти отвесно уходящего на 20-метровую глубину в тень и прохладу, кажется, что перед тобой съемочная площадка фильма о средневековых рыцарях. Булыжники разного размера кажутся обломками старинного замка. Только плюща, обвивающего их, не хватает да звуков шотландских баллад «за кадром».
Прятки с валунами
Быстрик мы перешли по метровому мостику в виде старой доски и сразу же попали в мир камней.
— Они негожие для строительства, — пояснил провожатый, — крошатся, трескаются. Да и как сюда технику загонять, чтобы добывать их? Близко ни на чем не подъедешь. Значит, музей этот под открытым небом и дальше никто не тронет.
Камни тут сохранились разных форм и цветов. Один — точная копия головы человека, лежащего навзничь, только раз в пять побольше. Другой — самый большой в овраге — высотой около трех метров, напоминает русскую печь.
— Когда мой внучок, 10-летний Ваня впервые попал сюда, то остановился перед этим камнем и стал читать стихи про русскую печь, — заметил Алексей Постовалов. — Никак не мог остановиться, так это место его заинтересовало — чистая сказка!
У каменного леса есть своя загадка — валуны в нем то прячутся, то как бы снова вылезают на свет Божий. Люди, выросшие в этих местах, называют их «блуждающими», они словно играют с непрошенными гостями. По крайней мере, пирамиду из нескольких камней, странным образом лежащих друг на друге, Алексей Яковлевич так и не нашел, хотя ровно год назад показывал ее своим родственникам. За полчаса он вдоль и поперек облазил участочек размером примерно 70х20 метров, но ни в кустах, ни в густых зарослях терна это чудо природы ему так и не попалось.
— Куда она делась, ума ни приложу! — сокрушался учитель физкультуры, в десятый раз проходя по одному и тому же месту, но пирамида как в воду канула.
В последние несколько лет на Быстрике в пределах каменного леса появились бобровые хатки. И пока журналисты осматривали эти места, то там, то сям слышались всплески воды. Бобры — сегодняшние хозяева этих мест — прыгали в воду, прячась от непрошенных гостей.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|