Каменный гость: откуда под Воронежем взялся лес из булыжников
В любом интернетовском поисковике на словосочетание «Большая Верейка, каменный лес» вылезает 2–3 статьи с упоминанием этой природной аномалии Рамонского района. Хотя это тот случай, когда понятие «аномалия» легко трансформируется в «жемчужину».
Каменный лес — это овраг, на дне которого точно рукой великана на площади чуть более одного гектара беспорядочно разбросаны громадные камни. Одни называют его «каменным лесом», другие — «каменным логом», а третьи, услышав об этой загадке природы, недоуменно пожимают плечами — мол, быть такого не может в самом центре Черноземья.
Однако — может, и еще как. Если на спутниковой карте найти деревеньку Васильевка Рамонского района, то примерно в полутора километрах к северо-востоку от нее и будет тот самый овраг с каменным лесом. Конечно, никакая карта не передаст обаяние того или иного места — его нужно исходить ногами, а иногда и облазить буквально на животе. Примерно так и поступили журналисты «МК в Воронеже».
Контуры этой балки, по дну которой протекает чистейшая речушка Быстрик, напоминают на карте паука — где вместо лап можно заметить несколько ответвлений, расходящихся в стороны.
Провожатым по этим «паучьим лапам» для нас недавно стал учитель физкультуры местной школы, 64-летний Алексей Постовалов.
— В последний раз я там был в прошлом году, — рассказал Алексей Яковлевич, — привез туда детей и внуков, чтоб полюбовались, они меня давно просили о такой экскурсии. В теплое время года сюда часто приезжают туристы из Воронежа, лазают по откосам оврага, фотографируют камни. Хотя доехать сюда непросто — с асфальта уходишь на грейдер, а потом пилишь три версты до Васильевки, переезжаешь насыпь на Быстрике и сразу за ней сворачиваешь направо в гору. На низенькой городской машиненке близко не подъедешь, придется бросать ее и пешком идти около километра.
Туман — похож на обман
Алексей Постовалов облазил весь каменный лес, будучи еще мальчишкой. Бегал сюда играть в «войнушку» с пацанами после школы — места на дне балки глухие, всюду камни разбросаны, лучших укрытий для «партизан» не найти. Опять же речушка протекает, раньше в ней много рыбы было, попадался даже гольян, ареал обитания которого расположен далеко от этих мест — в Карелии, на Вологодчине, в Сибири. Но именно быстрое течение прозрачных вод Быстрика, извивающегося среди каменных глыб, и привлекло в эти места диковинную рыбешку.
Перед поездкой в каменный лес мы много общались с местными жителями об истории этого загадочного нагромождения валунов. Из обрывков этих бесед стало известно, что лет тридцать назад из Москвы в эти места приезжали ученые, что-то копали, записывали, а с чем уехали — никто уже и не упомнит. Но после их отъезда тут ходили разговоры о том, что эти камни — обломки какого-то старинного строения типа крепости, когда-то стоявшей на краю холма. Потом за долгие годы оно, судя по всему, рассыпалось, а булыжники укатились под гору, на дно оврага, и став тем самым каменным лесом.
Довелось услышать и здешнюю легенду о том, что в середине 19-го века в этих местах бесследно исчез купеческий обоз. Якобы в тумане несколько подвод потеряли дорогу и оказались возле каменного леса, а больше их никто не видел. А местные жители после этого якобы наблюдали в дождливые дни в окрестностях Васильевки какие-то фигуры, точно облепленные туманом. Иногда со стороны каменного леса до сих пор доносятся какие-то странные звуки…
Привык к чудесам
— Ерунда все это! — уверенно заявил гостям из Воронежа единственный обитатель сегодняшней Васильевки, 68-летний Михаил Аксенов. — Понаплетут люди невесть что! Да, сегодня в наши края частенько приезжают туристы из Воронежа на камни поглазеть. Это для них — диковинка, а мы тут всю жизнь прожили, привыкли к камням этим. Раньше в Васильевке было 50 дворов, чуть в стороне стояла барская усадьба здешнего помещика Сурикова. Да только теперь ничего не осталось — только я со своими овцами да баранами доживаю свой век. А в каменный лес давно не хожу — чего я там не видал?
Михаил Аксенов рассказывает, что каменный лес всегда был любимым местом игр окрестной детворы, ребята лазили по камням, ловили рыбу, купались в Быстрике, даже пили воду из него — чистую и студеную. Кстати, возле скамейки во дворе у Михаила Аксенова лежит обломок валуна, принесенный в свое время из того самого каменного леса…
Прогуляться с гостями к камням хозяин не захотел, зато Алексей Постовалов довел нас туда за полчаса.
Если смотреть на каменный лес с края луга, почти отвесно уходящего на 20-метровую глубину в тень и прохладу, кажется, что перед тобой съемочная площадка фильма о средневековых рыцарях. Булыжники разного размера кажутся обломками старинного замка. Только плюща, обвивающего их, не хватает да звуков шотландских баллад «за кадром».
Прятки с валунами
Быстрик мы перешли по метровому мостику в виде старой доски и сразу же попали в мир камней.
— Они негожие для строительства, — пояснил провожатый, — крошатся, трескаются. Да и как сюда технику загонять, чтобы добывать их? Близко ни на чем не подъедешь. Значит, музей этот под открытым небом и дальше никто не тронет.
Камни тут сохранились разных форм и цветов. Один — точная копия головы человека, лежащего навзничь, только раз в пять побольше. Другой — самый большой в овраге — высотой около трех метров, напоминает русскую печь.
— Когда мой внучок, 10-летний Ваня впервые попал сюда, то остановился перед этим камнем и стал читать стихи про русскую печь, — заметил Алексей Постовалов. — Никак не мог остановиться, так это место его заинтересовало — чистая сказка!
У каменного леса есть своя загадка — валуны в нем то прячутся, то как бы снова вылезают на свет Божий. Люди, выросшие в этих местах, называют их «блуждающими», они словно играют с непрошенными гостями. По крайней мере, пирамиду из нескольких камней, странным образом лежащих друг на друге, Алексей Яковлевич так и не нашел, хотя ровно год назад показывал ее своим родственникам. За полчаса он вдоль и поперек облазил участочек размером примерно 70х20 метров, но ни в кустах, ни в густых зарослях терна это чудо природы ему так и не попалось.
— Куда она делась, ума ни приложу! — сокрушался учитель физкультуры, в десятый раз проходя по одному и тому же месту, но пирамида как в воду канула.
В последние несколько лет на Быстрике в пределах каменного леса появились бобровые хатки. И пока журналисты осматривали эти места, то там, то сям слышались всплески воды. Бобры — сегодняшние хозяева этих мест — прыгали в воду, прячась от непрошенных гостей.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Раньше в Васильевке было 50 дворов, чуть в стороне стояла барская усадьба здешнего помещика Сурикова. Да только теперь ничего не осталось — только я со своими овцами да баранами доживаю свой век.
Васильевка — село в Рамонском районе Воронежской области.
В селе имеется одна улица — Луговая.
Население: 1 человек (2010)
Единственный здешний житель «самоизолировался» в 1992 году. 71-летний Михаил Аксенов, бывший колхозный шофер.
Во времена СССР здесь было одно из отделений колхоза «Прогресс». В те годы деревня насчитывала 60–70 домов, в ней были магазин и начальная школа. Речушка Быстрик трехметровой ширины по весне разливалась так, что подтапливала половину холма, на котором сегодня стоит единственный жилой дом Васильевки.
Пенсионер никогда не был женат, детей у него нет. Родни в округе немало, да только уезжать из своего дома №1 на единственной деревенской улочке Луговой он не собирается. Не потому, что некуда, просто с 1992 года он живет на своей малой родине один и не собирается ничего менять.
В годы войны в этих местах шли тяжелые бои. По словам Михаила Аксенова, летом 1942 года бомбежка накрыла колонну беженцев, которая двигалась через Васильевку из соседней Большой Верейки на север – в сторону современной территории Липецкой области. Погибли десятки мирных жителей, их спешно захоронили в окрестных логах. Одно из захоронений находится буквально в 30 м от дома Аксенова.
В Васильевке стоят еще четыре дома. Один – целый, но его хозяйка живет у дочери в соседнем селе, два других – распахнутые всем ветрам, а четвертый – недавно сгоревший. Недалеко от него – оградка и могильный крест с надписью: «Елена Пенкина – погибла июнь 1942. Семья Крючковых».
По итогам девятой пятилетки Рамонскому району вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. За самоотверженный труд в девятой и десятой пятилетках 175 передовиков промышленности и сельского хозяйства награждены орденами и медалями СССР, 755 — знаком «Победитель социалистического соревнования», 103 — знаком «Ударник пятилетки». Итоги десятой пятилетки трудящиеся Рамонского района изложили в рапорте XXVI съезду КПСС. Работники сельского хозяйства продали государству 97 209 тонн хлеба, 330 875 тонн сахарной свеклы, 6208 тонн подсолнечника, 42 409 тонн мяса, 116 609 тонн молока, 17 миллионов штук яиц, 213 тонн шерсти. В одиннадцатой пятилетке на основе решений XXVI съезда КПСС и плана экономического развития Черноземья открылись новые перспективы развития сельского хозяйства. В сельскохозяйственные предприятия вложены миллионы рублей капиталовложений (в полтора раза больше, чем в десятой пятилетке). Район получил новые тракторы, автомашины, комбайны, строятся новые животноводческие помещения и кормоцехи, межхозяйственные специализированные предприятия. Рамонцы дают дополнительно государству десятки тысяч тонн мяса и молока, обеспечивают высокие стабильные урожаи. Третий год 11-й пятилетки работники сельского хозяйства района завершили с хорошими результатами. Полностью выполнен план продажи зерна государству. Перевыполнены планы производства продуктов животноводства. Продано государству: молока — 25 тысяч тонн (105%), мяса — 10 тысяч тонн (104%), яиц — 5 миллионов штук (119%), шерсти — 20 тонн (105%).
В 1983 году колхозы и совхозы соревновались за призы имени ветеранов сельского хозяйства района... по итогам года колхоз «Прогресс» получил приз по производству шерсти имени старшего чабана колхоза «Прогресс» Ивана Калиновича Пехтерева.
Ныне на районе 771 органиций
ООО ПРОГРЕСС-ТТ Уставный капитал 20 000 руб. Частная собственность Воронежская область, Рамонский район, Рамонь Виды деятельности: Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]