Если кто-то не смотрел "Последний дюйм" 1958 года, то посмотреть его нужно обязательно.
Не
просто потому, что фильм хороший. Он ещё совершенно особый, и на фоне
советского кино тех лет, можно сказать, уникальный. Многие из тех, кто
первый раз смотрел "Последний дюйм" в детстве, не сомневались, что фильм
точно иностранный.
В нём отличная цветная картинка,
электронная музыка за кадром (впервые в советском кино), подводные
съёмки с акулами, главный герой, как будто только что из Голливуда (на
самом деле исполнитель роли Бена Николай Крюков был родом из тверской
деревни Замытье), и совершенно замечательная история в духе суровой
лирики Хемингуэя.
Кстати, многие по инерции
считают, что Джеймс Олдридж, по рассказу которого был написан сценарий -
американец. Но он английский писатель с австралийскими корнями.
Хотя,
конечно, всякий взрослый советский человек сразу же считывал в этом
фильме привычную идеологическую канву с критикой звериной гримасы
американского капитализма, где каждый сам за себя и никому ни до кого
нет дела. Об этом и главная песня этого фильма. О ней отдельный разговор.
Почему эта песня так врезается в сознание? А она действительно врезается, и очень сильно. Об эффекте этой песни отлично написал Михаил Веллер в повести "Моё дело".
Она
звучит в тот момент, когда истерзанный акулой, обездвиженный и
истекающий кровью Бен Энсли командует сыну "Давай!" и маленький Дэви,
как волжский бурлак, начинает тащить его на полотенце к самолёту, изо
всех сил упираясь детскими сандалиями в песок.
Этот
фрагмент - тот самый случай, когда в одной точке идеально сходятся
правильно выбранный момент фильма, правильный видеоряд и правильная
песня. Никакого надрывного драматизма, никакого пафоса и никаких
рыдающих скрипок на тему "бедный героический мальчик!", а эта мужская, с
привкусом джаза, очень суровая и циничная песня про войну, исполненная
пробирающим до костей низким голосом : "Тяжёлым басом гремит фугас..." И действительно, тяжёлый бас - бас-профундо Михаил Рыбá.
Рыбá
родился и вырос в Польше, но в 1939 году бежал от оккупации немцев в
СССР (тогда ему было 16 лет). Он выучил русский, окончил Московскую
консерваторию, некоторое время пел в Большом театре, а потом всю жизнь
служил солистом в Московской филармонии.
Он был мягким и скромным
человеком и очень тонким камерным певцом с огромным репертуаром от
Генделя до Шостаковича, но в итоге ему не досталось даже звания
Заслуженного артиста. Много пел в кино, но в титрах к фильмам никогда не
указывался.
Эта песня совершенно неотделима от его голоса и
личности, а поскольку и то, и другое уникально, ни у кого до сих ещё не
получилось её перепеть. Любая попытка (а пытались многие) выглядит
жалкой пародией.
Кто её написал? Автор слов в этой песне - Марк Соболь. А
музыку к фильму, в том числе, и эту песню, написал Мечислав Вайнберг -
серьёзный академический (симфонический и оперный) композитор, которого
очень ценил Шостакович. Его главная опера "Пассажирка" в последние годы с
триумфом идёт на многих сценах мира.
рис 4. М.Вайнберг и А.Пахмутова.
Вайнберг,
как и Рыба, был беженцем из буржуазной Польши, беспартийным и евреем,
поэтому зелёный свет для движения его карьеры, естественно, никто не
включал. Он даже в Бутырке сидел в 1953 году по подозрению в
причастности к "делу врачей" (его жена была племянницей одного из этих
врачей). И если бы не письмо Шостаковича в защиту Вайнберга,
адресованное Берии, и внезапная смерть Сталина, неизвестно, чем бы это
закончилось. Поэтому кино было для него самым доступным способом
заработать на жизнь, и он написал довольно много музыки к художественным
и анимационным фильмам, которые мы все смотрели (от "Летят журавли до
песенок из "Винни Пуха"). Но куплеты Бена Энсли - это его главный шедевр
в жанре киномузыки.
Как это сделано? Во-первых, мелодия этой
песни - редкое по точности совпадение со смыслом слов. Во-вторых,
Вайнберг очень точно рассчитал эффект этой песни в фильме. Она звучит
трижды, и каждый раз производит разное впечатление. В первый раз (в
самом начале фильма) она проходит в виде бодрой эстрадной песенки из
барного музыкального автомата. Просто фон, джаз, знак американского
колорита (дело происходит в баре для американцев в Египте), не больше. А вот второй раз она сопровождает ту самую, главную сцену, когда Дэви тащит отца к самолёту. И тут меняется всё. Замедляется
темп и включается полный симфонический оркестр с женским хором, поющим
без слов простой мотив из двух повторяющихся нот. Если можно выразить
в музыке русскую идиому "доползти на зубах", то это как раз тот случай.
И песня про бесшабашного пофигиста Боба Кеннéди превращается в суровый
эпос и придаёт фильму другое смысловое измерение. Третий раз она звучит в конце фильма в первоначальном варианте, замыкая круг этой истории ("как будто ничего и не было"). Конечно, это ещё точный режиссёрский расчёт (режиссёров в этом фильме двое: Никита Курихин и Теодор Вульфович).
Теперь, спустя 60 лет, мы слышим эту песню уже другими ушами, которые знают и знаменитые "16
тонн" The Platters (пластинка с этой песней вышла в СССР в 1961 году), и
Высоцкого. Всё это мы "узнаём" в ней как бы в обратной перспективе, и
от этого она становится только лучше. "Последний дюйм" обязательно нужно посмотреть всем мальчикам от девяти и до пятидесяти. Всем пойдёт на пользу. Тем,
кому девять, полезно будет узнать, что настоящий крутой герой - это
вовсе не тот оборотистый паренёк, который сумел раскрутить свой
ютуб-канал до миллиона просмотров и заработал много бабла . А для
взрослых мальчиков будет повод посмотреть повнимательнее на свои
отношения с сыновьями.
P.S. "Последний дюйм" - это тот
случай, когда кинематографическая версия намного превосходит оригинал. В
рассказе Олдриджа и Бен Энсли не тот, и мальчик совсем не такой. Успех
фильма побудил писателя продолжить эту историю. "Последний дюйм"-2
называется "Акулья клетка". Там Дэви во второй раз спасает своего отца,
что уже заставляет читателя сомневаться - а всё ли в порядке с этим
Беном, если он уже второй раз наступает на те же грабли. Которые, к тому
же, бьют по лбу его собственного ребенка. Хорошо, что никому не
пришло в голову это экранизировать и портить незабываемое впечатление
нашего детства от "Последнего дюйма".
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
..это тот случай, когда кинематографическая версия намного превосходит оригинал... Есть еще по крайней мере один такой фильм "Тринадцатый воин", гораздо больше есть фильмы максимально испортившие оригинал: "Волкодав", "Русь изначальная" и еще много других...
Смотрел один раз, пацаном, хватило навсегда. Этот фильм как урок, врезается в память. А песню из фильма нет-нет да выпускали в эфир по громкоговорителю.