Как в Российской Империи выпалывали сорняки будущей незалежности
8 апреля 1847 года в Киеве был произведен арест поэта Т. Г. Шевченко и историка Н. И. Костомарова. В вину им вменялось участие в тайном Кирилло-Мефодиевском обществе.
Кирилло-Мефодиевское братство существовало как тайное политическое сообщество, созданное по инициативе Н. Костомарова в январе 1846 — марте 1847 года в Киеве. На первый взгляд братство основывалось на вполне христианских и славянофильских идеях.
Своими главными задачами оно считало отмену крепостного права, либерализацию политической и культурной жизни, национальное и социальное (будто бы исключительно в антифеодальном смысле) освобождение Малороссии (несуществующей Украины) в рамках панславянского союза народов.
Состав будущей «славянской федерации» должен был формироваться из Малороссии (несуществующей Украины), России, Польши, Чехии, Сербии и Болгарии. В этом фантастическом и прекраснодушном союзе высшая законодательная власть делегировалась двухпалатному сейму, а исполнительная — президенту. Реализации своих мечтательных политических идеалов общество предполагало добиться с помощью мирных реформ в полном соответствии с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».
Совершенно очевидно, что проект этот имел (в отношении Малороссии и населявших её на тот момент мифических украинцев) отчетливый квазинационалистический характер. Вне зависимости от того, понимали это или нет создавшие братство беспочвенные мечтатели-гуманисты. Тем более что вся эта славянофильская лепота должна была наступить при условии и после разрушения Российской и Австро-Венгерской империй, что и декларировалось в задачах общества.
Таким образом, Кирилло-Мефодиевское братство стало первой на территории Малороссии тайной организацией политического направления. Что и подтверждалось двумя программными документами, написанными Н. Костомаровым («Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» и «Уставом Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», а также пространным пояснением к Уставу за авторством В. М. Белозерского.
В остальном кирилло-мефодиевцы пропагандировали стандартный революционно-освободительный суповой набор: свободу, равенство, братство как фундаментальные принципы построения нового общества. В качестве конкретных шагов к благородному построению этого прекрасного (а как же иначе, всегда одна и та же песня!) «нового общества» предполагалось упразднение крепостничества, ликвидация сословных перегородок, общедоступность образования.
С самого начала, несмотря на немногочисленность братства (всего в тайном обществе насчитывалось 12 человек), в нем сразу выделилось два течения: либерально-буржуазное (эволюционное) и народно-демократическое (революционное). Как это чаще всего бывает, основу братства составили молодые местные интеллигенты Киевского и Харьковского университетов: Н. Костомаров, В. Белозерский, А. Навроцкий, П. Кулиш, Н. Гулак (дальний родственник будущего академика В. И. Вернадского по матери) и некоторые другие.
Не обошлось и без еще одного «колоритного» персонажа, – Т. Шевченко (вступившего в братство в апреле 1846 года). Не будучи интеллектуальным лидером общества, он тем не менее оказал заметное влияние на общую идейную платформу и политические настроения членов общества.
Несомненно, тайное Кирилло-Мефодиевское братство было зачаточной формой будущей подрывной революционной организации с ярко-выраженным националистическим ароматом, что и было вовремя замечено и пресечено бдительными «компетентными органами».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Несомненно, тайное Кирилло-Мефодиевское братство было зачаточной формой будущей подрывной революционной организации с ярко-выраженным националистическим ароматом, что и было вовремя замечено и пресечено бдительными «компетентными органами».
Илья Рябцев
Задачи общества:
Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путём, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».
В братстве существовало два течения: либерально-буржуазное (эволюционное) и народно-демократическое (революционное). Соглашаясь в отношении общих принципов, участники этих групп расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и главнейшим.
Близость взглядов кирилло-мефодиевцев с московскими славянофилами стала предметом специального исследования только в середине 1980-х гг. Тождественность и различие их мировоззрений лучше всего прослеживается на примере славянофила Фёдора Васильевича Чижова, арестованного по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве в мае 1847 года и сосланного после 2-недельного заключения в Третьем отделении (!!!) на Украину.
Фёдор Васильевич Чижов (1811—1877) — русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.
В 1842 году жил в центре Рима в одном доме с Н. В. Гоголем и Н. М. Языковым, сблизился с А. А. Ивановым. От Языкова Чижов узнал о славянофильстве как о новом направлении общественной мысли в России.
В 1843 году он совершил пешеходное путешествие из Венеции в её бывшие владения: Истрию, Далмацию и Черногорию. «В продолжение всего этого путешествия я видел пламенное сочувствие ко мне как к русскому… Народ любит русских за веру и за то, что у нас есть много общего в простоте нравов. Черногорье было последним местом, которое совершенно привязало меня к славянам и заставило невольно всем моим понятиям сосредоточиться на этом вопросе, о котором мне до этого не приходило в голову…».
В 1844 году Чижов выехал в Париж, где познакомился, в частности, с А. Мицкевичем, М. А. Бакуниным. В Париже укрепилось его убеждение в том, что «только простой, ещё не испорченной природе» славян суждено вернуть западноевропейскую цивилизацию к гармонии.
Чижов был убеждённым противником монархического образа правления, идеалом политического устройства славян для него была федеративная республика. Он считал необходимым устранение сословных барьеров, сближение с народом.
Всё своё огромное свое состояние (около 6 млн. руб.) Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений в Костромской губернии. Два ремесленных училища должны были быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1892—1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище — 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств. Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.
Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение — по мнению биографа И. А. Симоновой, это распоряжение было связано с тем, что Чижов имел внебрачную дочь от К. В. Маркевич, при родах которой мать умерла. Именно в связи с этим Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и учебное родовспомогательное заведение.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]