Сейчас время такое, что у огромного количества россиян есть
замечательный шанс — прочувствовать на своей шкуре, как вкусны были
французские булки до революции. Я без злорадства это пишу, даже с
некоторым ужасом, хоть и сквозит в строках ехидство… Ведь
дореволюционные французские булки очень странный предмет вроде как они
были (если верить тем, кто до сих пор тоскует по царскому режиму и
прочим прелестям крепостного права), вот только на деле их нет…
Листая
сегодня Дзен, наткнулся на публикацию в журнале «мое активное
материнство», и вот в этой- то публикации дама-автор очень активно учила
всех экономии.
Как при царе-батюшке: едим, как до революции и (не)радуемся
Там
было много всего прекрасного. Куриные тефтельки например — треть мяса,
треть перловки, треть морковки. По пол-яйца не каждый день и по
пол-яблока каждый день. По 100 -150 мл. кефира раз в неделю…
В
общем, почитал я вот это все, включая каменты, в которых упоминалось
меню концлагеря. И.пришел в ужас. Вроде как крепостное право в России
отменили волей батюшки -царя много лет назад (1861 год, если не
ошибаюсь), а выживать предлагается как раз на рационе несчастных
крепостных. Двадцать первый век, мать его…
Нет, ну, а что? Это
только в фантазиях поклонников хруста французских булок у нас крестьяне
закушивались настолько, что от икры нос воротили — мол, пустая еда! На
деле мясо народ видел только по праздникам, да и курочками особо не
баловался. Еда русского человека — хлеб (если есть хорошо), репа, крупы.
Молоко — не у всех. Сливочки — барчукам да барам. Сливочное масло — не
каждому. Это в сказках каша на жирном молочке, да с маслицем, в жизни-то
как раз вот — горох вареный, хорошо если маслом сдобренный.
Николай Корнилович Бржеский писал:
—
Молоко, коровье масло, творог, мясо, словом все продукты, богатые
белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных
случаях — на свадьбах при разговении, в престольные праздники.
Хроническое недоедание — обычное явление в крестьянской семье
Михаил
Павлович Кашкаров (он больше известен как автор книги «денежное
обращение в России») в работе «Статистический очерк хозяйственного
положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) упоминал:
—
Пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь
в привозимых из города гостинцах, в виде булок и т. п. На все вопросы о
культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб — для
белого тела»
Напоследок, чтобы уж прочувствовать всю глубину
глубин, рецепт очень хорошего, сытного, блюда для семьи, в которой
достаток имеется.
Мура блюдо называется. Иначе — тюря.
Кусок
хлеба (не свежего, не белого, самого дешевого ржаного), ломаете,
заливаете холодной водой, нарезаете туда луковку, добавляете пару ложек
масла (раньше чаще шло конопляное, но сейчас можете взять подсолнечное),
подсаливаете и… получаете, наконец, представление о французских булках
до революции. (77)
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
У побирающегося кусочками есть двор, хозяйство, лошади, коровы, овцы, у его бабы есть наряды — у него только нет в данную минуту хлеба; когда в будущем году у него будет хлеб, то он не только не пойдет побираться, но сам будет подавать кусочки, да и теперь, если, перебившись с помощью собранных кусочков, он найдет работу, заработает денег и купит хлеба, то будет сам подавать кусочки. У крестьянина двор, на три души надела, есть три лошади, две коровы, семь овец, две свиньи, куры и проч. У жены его есть в сундуке запас ее собственных холстов, у невестки есть наряды, есть ее собственные деньги, у сына новый полушубок. С осени, когда еще есть запас ржи, едят вдоволь чистый хлеб и разве уже очень расчетливый хозяин ест и по осени пушной хлеб — и таких я видел. Придет нищий — подают кусочки. Но вот хозяин замечает, что «хлебы коротки» Едят поменьше, не три раза в сутки, а два, а потом один. Прибавляют к хлебу мякины. Есть деньги, осталось что-нибудь от продажи пенечки, за уплатой повинностей, — хозяин покупает хлеба. Нет денег — сбивается как-нибудь, старается достать вперед под работу, призанять. Какие проценты платят при этом, можно видеть по тому, что содержатель соседнего постоялого двора, торгующий водкой, хлебом и прочими необходимыми для мужика предметами и отпускающий эти предметы в долг, сам занимает на оборот деньги, для покупки, например, ржи целым вагоном, и платит за один месяц на пятьдесят рублей два рубля, то есть 48 %. Какой же процент берет он сам? Когда у мужика вышел весь хлеб и нечего больше есть, дети, старухи, старики, надевают сумы и идут в кусочки побираться по соседним деревням. Обыкновенно на ночь маленькие дети возвращаются домой, более взрослые возвращаются, когда наберут побольше. Семья питается собранными кусочками, а что не съедят, сушат в печи про запас. Хозяин между тем хлопочет, ищет работы, достает хлеба. Хозяйка кормит скот — ей от дому отлучиться нельзя; взрослые ребята готовы стать в работу чуть не из-за хлеба. Разжился хозяин хлебом, дети уже не ходят в кусочки, и хозяйка опять подает кусочки другим. Нет возможности достать хлеба, — за детьми и стариками идут бабы, молодые девушки и уже самое плохое (это бывает с одиночками), сами хозяева; случается, что во дворе остается одна только хозяйка для присмотра за скотом. Хозяин уже не идет, а едет на лошади. Такие пробираются подальше, иногда даже в Орловскую губернию.
Пришлось в детстве в деревне покушать супчику, какой крестьяне готовили при царе-батюшке, обожглась, настолько жирный, что кажется на вид холодным. Бабушка рассказывала, как кормили им работников поденщиков, мужиков то в семье один отец у ни был, остальные бабы. В общем кто пахал с утра до ночи , тот и ел, землю в аренду у барина брали, потому что на женщин землю не давали, только на сыновей, пироги из своей муки пекли.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]