Известный сценарист Юрий Арабов, вновь удостоенный высших кинонаград
за фильмы «Орда» и «Фауст», рассказывает о тайнах профессии, борьбе
тёмных и светлых сил, основах веры и ближайших перспективах
человечества.
– Дар сценариста встречается гораздо реже, чем дар прозаика и поэта. В чём секрет? –
Для прозаиков и поэтов главное – создание образа, а в сценарии это –
причинно-следственная связь, увиденная в самой жизни, и то, что могут из
неё вычленить драматурги. Например, ко мне приходит человек – это
следствие определённых причин; я должен их выявить, понять, и тогда я
могу написать маленькое драматургическое произведение. Овладевший
совокупностью причинно-следственных связей может даже предсказывать
будущее. Я написал об этом в книге «Механика судеб» – о предсказаниях в
драматургии. Прочитавший её откроет для себя некие духовные законы,
благодаря которым ясно, что случайностей не происходит.
– В чём отличие сценариев для кино и пьес для театра? –
Для театра диалог более необходим, так как кино располагает ещё и
визуальными аттракционами. Кинематограф – высшая точка искусства, но… в
нём крутятся огромные суммы денег. А внутри денег есть собственный
разум; они обладают некоей тёмной, демонической сущностью, оскорбляющей и
принижающей все порывы. Поэтому кино – одновременно и самое высокое, и
самое низкое искусство. В этом смысле труд поэта более чистый: он пишет,
как птицы поют. Драматург же, работающий для кино, должен учитывать
тёмный момент сценарного ремесла.
– Но фильм «Орда» по вашему сценарию получил высшие российские кинопремии. Разве это не знак победы светлых сил? –
Я думаю, что этот фильм мог не получить ничего. Есть много блестящих
картин, которые ничего не получают. Кинематографисты увидели в «Орде»
высокий технический уровень. И лишь очень небольшая группа зрителей
оценила в ней смысловую, мистическую сторону: рассказ о том, когда, при
каких обстоятельствах происходит чудо.
– В фильме даётся ключ, доступный каждому человеку: какую
молитву слышит Бог, какое состояние души принимает. Вы напомнили, что
секрет всемогущества – в цельности жертвоприношения. Этот космический
закон известен людям с древних времён. Значит, тёмные сущности не всегда
правят бал? – Ради того, чтобы вы это увидели в фильме, я и писал сценарий.
– В церкви священники обычно оберегают паству от знания
тёмной, демонической стороны жизни в любых проявлениях. Но, возможно,
избегать столкновений с мраком значит ослаблять душу. Святитель Алексий в
«Орде» намеренно идёт на самые страшные испытания, видя недостаточность
своего добродетельного образа жизни. Только так он достигает дна своей
души, получая право на крик из её глубин к Господу, – и только тогда
услышан. – Сценарий изначально назывался
«Святые идут во ад». Конечно же, такое название не могли оставить, так
как картину финансировала «Православная энциклопедия». Наше православие
на всякий случай мало говорит о мистической стороне христианства.
Существующие сегодня провидения старцев не обнародуются, потому что
перспективы неблагоприятные. Первый за 600 лет уход Папы Римского с
престола – событие беспрецедентное, уже отмеченное попаданием молнии в
собор Петра и Павла в день отречения. Но главное здесь в том, что если
Папа, один из крупнейших богословов современности, с глубоким опытом
подвижничества, уходит – значит, тому есть серьёзные причины. Он ушёл
как честный человек, понимающий, что не в силах что-либо изменить.
Необходимо объединение церквей, которые были рассыпаны по политическим
соображениям, а уж потом под это были подведены канонические
расхождения. Весь ХХ век происходил кастинг Антихриста, его пробы. От
Владимира Ильича до Пол Пота. Кандидатура не была найдена. У всех
претендентов нашлись слабые черты. Сталин подходил больше всех, но,
видимо, и там чего-то не хватило. Десталинизация, проведённая Хрущёвым,
пусть и не полная, очень важна. Я это понял, когда был в Албании, где до
сих пор почитают Энвера Ходжу – убийцу и тирана. Продолжение следует. В
ХХI веке пробы на роль Антихриста продолжатся. Католики не хотят пугать
свою паству, хотя богословы и мистики в своём кругу уже давно
рассуждают о явлении Противобога. Православная церковь избегает подобных
дискуссий. В названии «Святые идут во ад» имелось в виду схождение
Христа во ад и распахивание его дверей, расплавление врат ада огнём
любви космического жертвоприношения. Об этом у нас говорят мало, так как
подобные разговоры для многих чреваты психическими потрясениями.
– Может, это правильно – не заглядывать в бездну? –
Но тогда вслед за забором, ограничивающим тягу к познанию, появится
тяга к оскотиниванию. Потребности сведутся к приобретению дачи, машины и
прочих житейских нужд от мира сего. Вопрос, какой должна быть сегодня
православная церковь, остаётся открытым.
– Сейчас все ждут от искусства новых откровений, тем, героев.
Каким может быть герой нашего времени? Современная национальная идея?
На что ориентироваться современной молодёжи? – Не
представляю, какой потенциал может вызреть в душах, изувеченных
действиями Сталина. Этот кандидат в Антихристы особо постарался. Была
уничтожена, убита основа России – крестьянство. Сталин обладал
необыкновенной харизмой, она и до сих пор многих держит под гипнозом, в
котором люди готовы оправдать любые злодеяния. Проблема ещё в том, что в
последнее время идёт глобальное разрушение культуры. На уровне
образования изгоняется всякая гуманитарная мысль. Мы вплотную подходим к
дьяволочеловечеству. Запад идёт одним путём – оправданием содомитства, а
мы другим – оправданием государственного насилия под личиной
целесообразности. На самом деле это один общий путь. Спасти нас может
только чудо. У Даниила Андреева в «Розе мира» есть образ одной из
реинкарнаций Будды: одинокий человек, на плечах которого держится знание
о том, что Бог един. Это знание дано лишь одной личности на всей Земле.
Остальные миллионы пребывают в сумерках полной невежественности. Это
глубокий философский и художественный образ. Покуда есть люди, держащие
на себе небосвод, мир не обрушится. Они могут быть рядом с нами.
– Подобная идея звучит и в Библии, когда Авраам просит Бога
не уничтожать город, если в нём найдётся определённое число праведников.
Не нашлось даже десяти, и город постигла Божья кара. Значит, это
универсальный закон? И Россию могут спасти неведомые нам святые, даже
если их единицы? – Да, я думаю, мир до конца не падёт, пока
есть люди, представляющие себе уровень духовных проблем и знающие о
существовании восходящих и нисходящих миров. Тех, что впервые были
показаны библейскому Якову во сне в виде лестницы, по которой восходили и
нисходили ангелы. Но всё-таки Апокалипсис предсказан и в Ветхом, и в
Новом Заветах; есть много и неканонических апокалипсисов. К сожалению,
мы подходим к этой точке. Уход Папы Римского показывает нам, что она
близка. Нужно надеяться только на гуманитарную культуру, которую важно
удержать. Герой времени для меня – это интеллигент, несущий в себе то,
что является основой мира.
– Как вы пришли к такому миропониманию? Через воспитание или озарение? –
Я родился с чувством Бога. Крестили меня лет в пять. Религиозных
разговоров у нас не велось, поскольку в семье были репрессированные в
годы сталинщины. Икон я не видел. Но как только стал себя ощущать, стал
ощущать и Бога – это было горячее чувство. На разных этапах жизни
возникала разная сложность во взаимоотношениях с ним. Христос для меня
абсолютно живой человек. Я его чувствую. У меня есть свой мистический
опыт. Я даже проваливался в нисходящий мир, видел умерших – это
случилось в связи со смертью в один год матери и тётки. Они умирали
рядом со мной, и это стало для меня шоком. Я видел, где они, – и я видел
очень слабо восходящий мир. Он был тускло светящимся, но в нём уже
находились те, кто освобождался от мира нисходящего, а нисходящие миры
враждебные и очень глубокие. Это было в моих ночных видениях. Моя мама,
увидев меня, хотела, чтобы я остался с ней… Она оказалась там, не знаю
почему. Она не была церковным человеком, не была защищена таинством
покаяния, причастия и соборования… Я же смог вырваться оттуда, читая
«Отче наш». Выскочил, как пробка из бутылки. Я понимаю опасность жизни
без таинств и без молитвы, прибегаю к их помощи. Но сложность в том, что
я художник, а художнику необходимы всякого рода душевные потрясения.
Постничество и аскетика здесь допустимы в строго ограниченных порциях.
– Художник – это маг, и он материализует мысль, образ,
осознанно или нет. Иоганн Себастьян Бах знал, что в его имени заключена
тема креста, которая, как только он запишет её нотами, вызовет его
смерть. Так и произошло. Артисты играют определённый образ и разделяют
судьбу своего героя в жизни. Вы не боитесь, что написанное вами
отразится на вашей жизни? – Я имею подобный опыт, но не
боюсь. У меня есть свой личный бог, и я его выражаю столько, сколько
времени он мне даст. Моя жизнь мне не принадлежит. А не боюсь, потому
что всего отбоялся. Я знаю о существовании такой опасности, как
материализация художественных образов, и стараюсь от неё уходить. Рою
всякого рода окопы.
– Вы написали сценарий фильма «Чудо», основанный на реальных событиях. В вашей жизни была личная встреча с чудом? –
В 70-е годы мои друзья археологи обнаружили в Псковской области мощи
святого. Место было загажено, разорено, и они решили отслужить молебен. И
пока шла служба, пел соловей. Стоял август, а, как известно, соловьи
уже с начала июля не поют. Это, конечно, был знак, что святая душа
где-то рядом, над ними… Место освятили, церковь была восстановлена.
Недалеко от моей московской квартиры есть церковь Ризоположения
Пресвятой Богородицы. В прошлом году жена мне сказала, что распятие
кровоточит. Я усомнился и подумал, что настоятель подмазал образ
красочкой. Через пару дней пошёл посмотреть. В церкви никого не было, и
это позволило мне, как Фоме неверующему, осмотреть Христовы раны.
Деревянные ноги Спасителя были защищены крепко привинченным оргстеклом –
для сохранения краски от многочисленных поцелуев. Действительно, под
пластмассой, куда невозможно добраться, на ногах Христа виднелись пятна
крови. Винты были не тронуты, я бы заметил, а пятна появились… Для меня
это стало подтверждением существования иной реальности за гранью
рационализма.
– Такие свидетельства помогают сомневающимся людям прийти к Богу? –
Когда я был в Бари у мощей Николая Угодника, я разговаривал с
настоятелем. Он рассказывал, что в 20-е годы эти мощи обильно
мироточили. Объём миро превышал вес самих мощей. А сейчас, говорит, мы
по капелькам собираем. Человек устроен так, что ему нужно только свои
персты вложить в рану Богочеловека, тогда, быть может, он поверит. Разум
устроен так, что он подтверждает лишь то, что человек уже нашёл ранее;
разум подтверждает привычку... Если бы Христос явился в наше время, я
думаю, его бы просто не заметили. Если бы только не показали по
телевизору.
– Что вы хотели сказать фильмом «Чудо», где героиня Зоя,
решившая потанцевать с иконой Николая Угодника, на годы застывает в
параличе? – «Чудо» – развёрнутая метафора того, что
произошло с Россией. В послереволюционное время многие впали в паралич.
Духовно окаменели. Но со временем могут проснуться. Сюжет фильма основан
на подлинных событиях. Удивительно то, что когда и фильм был снят, и
роман написан, я получил письмо из Куйбышева: «Я не читала роман и фильм
не смотрела, но я девочкой стояла в милицейском оцеплении вокруг дома, в
котором якобы танцевала Зоя с иконой Николая Угодника… Тогда мы ничего
не видели и не знали, просто стояли, было темно и холодно. Трамвайную
линию специально перенесли за сто метров от дома, чтобы трамваи не
ездили и никто не мог стать свидетелем этого необъяснимого явления… В
оцеплении я познакомилась с солдатом, который сделал мне предложение и
увёз меня на Дальний Восток. Он стал моим любимым мужем, с которым мы
прожили в браке 35 лет». Я подумал, что это и есть чудо. Если бы письмо
пришло ко мне раньше, я бы сделал эту историю отдельной новеллой.
– Чувствуете ли вы действие этих духовных законов на себе? –
У меня в деревне есть старинная икона с неясными уже ликами святых.
Если я в их присутствии сделаю что-то неправильное, более того, помыслю о
чём-то недобром – сразу же происходит расплата. Я долго не мог
разобраться, в чём дело. Почему я в Москве занимаюсь бог знает чем,
думаю о чём угодно – и ничего. А в деревне в присутствии иконы – за то
же самое получаю по мозгам. Видимо, не только чистота природы влияет на
чистоту совести, но и в иконах есть какие-то проходы в миры света. Павел
Флоренский в своей работе «Иконостас» написал именно об этих «окнах в
небо». В присутствии иконы в моём доме я очень остро чувствую всевидящее
око и хожу как по струночке.
– Какова тема вашей будущей работы, например с Александром Сокуровым? –
Если удастся поставить задуманный киносценарий, то это будет
путешествие в мир смерти. Во все времена люди искали возможность
победить её разными способами, избавиться от её власти. Я надеюсь, что
смерти не существует. Единственное, что нас ожидает, – это одиночество
при переходе в другую жизнь. Я умирал не один раз и знаю, что это
значит. Это страшно – чудовищная оторванность от мира. У смерти очень
неприятные черты. Даже Христос на кресте, оставленный с ней наедине,
возопил: «Боже мой! Боже мой!.. Почему Ты меня оставил?!..» Что же
касается меня – Бог дал мне спасающую руку, и я выжил. Но художественный
мир, в котором я вращаюсь, очень языческий и этим опасен. Если уйти в
рафинированную духовность – искусство прекратится. А если грешить
напропалую – прекратится жизнь. Вот между этими молотом и наковальней я и
существую.
Беседу вела Нина Яхонтова
Фото — ИТАР-ТАСС/Дмитрий Фомичёв
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|