Эта история произошла в конце девятнадцатого века, когда Якутия была частью Российской империи и делилась на улусы (районы). Каждым из них управлял князь-тойон из числа состоятельных якутов. О правителе одного из центральных улусов и пойдет речь.
Князь этот был бессердечен и деспотичен даже по тем временам. Он обобрал крестьян, выстроил себе едва ли не царские хоромы, высасывал из бедняков все соки и сурово наказывал своих подданных за малейшие провинности. При этом дань с населения тойон исправно собирал и отправлял в центр, поэтому вышестоящие чины были им довольны и заменять на кого-либо другого не собирались. Назойливый кумалаан
Как-то поздним осенним вечером к дому князя подошел кумалаан – бродячий нищий – и попросился переночевать. Тогда это было обычным явлением: скитальцам предоставляли ужин и ночлег, а они за это выполняли какую-либо работу по хозяйству. Однако этот бродяга был таким оборванным и убогим, что князь, бросив на него надменный взгляд, не пожелал приютить несчастного и приказал гнать его со двора. Согласно тогдашним обычаям, это было недопустимо: хозяин должен был накормить кумалаана хотя бы вчерашней репой и впустить его в свиной хлев.
Видимо, об этом подумал и нищий, потому что вскоре снова появился у крыльца. Тойон не на шутку рассердился. Он решил схватить и выпороть наглеца, по сперва разузнать, почему тот проявляет такую настойчивость и продолжает его беспокоить. Когда кумалаана приволокли пред княжеские очи, тот задал ему вопрос:
– Разве я не ясно дал понять, что для тебя здесь нет места? Почему ты не убираешься вон?
Нищий смиренно ответил:
– Мне нужно где-то переночевать, и я очень голоден. Ночи уже слишком холодные, чтобы спать под открытым небом. Прости, но мне некуда больше идти.
Князь холодно усмехнулся:
– И какой же мне прок пускать к себе такого лохмотника? Чем ты готов расплатиться за мое гостеприимство?
Неожиданно скиталец произнес:
– Если это тебя заинтересует, то я неплохо умею рассказывать олонхо.
Что такое олонхо
Для справки: олонхо представляет собой вид устного эпоса якутского народа, занимающий центральное место в здешнем фольклоре. Это длинные (зачастую в несколько десятков тысяч строк) поэмы, повествующие об извечной борьбе добра и зла. Исполняли их олонхосуты – весьма почитаемые народные сказители, которые специализировались исключительно на этом виде эпического искусства. Опытные олонхосуты отличались многогранным талантом: им необходимо было демонстрировать певческое и актерское мастерство, а также обладать недюжинными ораторскими способностями и даром импровизации. Рекордно длинные олонхо исполнялись в течение семи суток, днем и ночью. Сказители делали перерыв лишь для непродолжительного сна, перекусов и отправления прочих естественных потребностей (как своих, так и слушателей).
Неудивительно, что во времена, когда отсутствовали телевидение, Интернет, да и книги тоже (в дореволюционной Якутии не было печатной литературы), иметь под своей крышей хорошего олонхосута было огромной честью.
Но высокомерный князь не сразу поверил бродяге:
– Да неужели? Ты и вправду мастер олонхо? Такой оборванец?..
– Верно. И людям очень нравится, как я пою.
Хозяин хмуро пригласил гостя в дом, но перед этим промолвил:
– Хорошо, будешь рассказывать этой ночью мне и моей жене. Но если твое олонхо нам не понравится, я прикажу выпороть тебя самым крепким кнутом.
На том и порешили. Тойон опять же не проявил гостеприимства, велев, чтобы в самом холодном углу дома гостю бросили на пол жесткую шкуру. Сам он сытно отужинал с семьей, а нищему распорядился принести лишь прокисший творог, черствый хлеб и воду. Гость с благодарностью принял угощение и по зову князя пошел развлекать своих хозяев.
В полутемной спальне горел огонь, княжеская чета лежала на кровати в ожиданье представления. Бродяга сел у печи и, попутно согреваясь, начал повествование. К превеликому удивлению супругов, поэма оказалась очень интересной, и олонхосут исполнял ее просто мастерски. Выражая время от времени одобрение, князь послушал с полчаса, а потом ему потребовалось отлучиться по малой нужде. Тойон велел кумалаану сделать паузу, а сам вышел из дома и отправился в отхожее место.
Кошмарное путешествие
Вечернее небо было покрыто свинцовыми тучами, накрапывал холодный дождь. Не успел князь дойти до уборной, как кто-то вдруг схватил его за плечи и оторвал от земли. До смерти перепуганный тойон взглянул вверх и увидел громадного черного стервятника, уносящего его в небо. Бороться с исполинской птицей было бессмысленно и опасно: князь мог свалиться вниз и разбиться. Поэтому он, вверив себя судьбе, предпочел не двигаться.
Летели они долго. Воздух успел сделаться ледяным, и князь совсем окоченел. Наконец стервятник спустился вниз, сбросил свою добычу на какую-то поляну и скрылся.
На поляне пылал огромный костер, вокруг которого плясали обнаженные женщины. Одна из них подошла к тойону и, схватив его как ребенка, сунула ему в рот свой сосок. Из груди полилась жидкость, но князь сразу понял, что это было не молоко, а человеческая кровь. Чтобы не захлебнуться, он принялся глотать ее и пил до тех пор, пока не почувствовал, что больше в него не влезет ни капли.
Напоив князя, женщина расхохоталась и сказала:
– Душа твоя черна, как уголь, и нет среди людей места такому чудовищу. Мы даем тебе новый облик. Теперь ступай и твори зло без всяких ограничений!
Мужчина посмотрел на себя и ужаснулся: его тело покрывали язвы, гнойники и опухоли. Откуда-то принеслась стая жутких существ. Они содрали с тойона кожу, сломали ему шею и повернули голову назад, сняли скальп, после чего отрезали когтями губы, уши, нос и веки. Боль была непереносимой. Затем снова прилетел черный стервятник и, схватив дергавшегося в агонии князя, куда-то его потащил. В конце концов тот оказался на пустой ночной поляне.
Тойон (или кто это был теперь) огляделся и понял, что он находится в лесу неподалеку от своего дома. Несчастный пополз к нему, чтобы попросить помощи у слуг, но с наступлением рассвета понял, что солнечный свет обжигает его, как пламя. Князь скрылся в стоявшем неподалеку заброшенном балагане. На следующую ночь ему также не удалось приблизиться к людям – они пугали его. Тойон был ужасно голоден, но не мог есть ягоды или грибы. Однажды в его балаган зашли какие-то крестьяне. Князь набросился на них и сожрал буквально до костей. После этого он питался только людской плотью, и продолжалось так многие месяцы. Убийца перестал мыслить по-человечески и жил только для того, чтобы утолять свой неутихающий голод.
Однажды к балагану явился шаман с бубном и начал камлать. Было понятно, что он пришел изгонять из хижины нечисть, в которую превратился бывший богатей и деспот. Шаман вошел в транс и принялся бить в бубен. С каждым ударом князь ощущал нарастающую боль, казалось, его собирались вывернуть наизнанку…
Счастливый конец
Когда мучения стали совсем нестерпимыми и людоед понял, что пришел его конец, он… вдруг проснулся в своей теплой постели. Его жена спала рядом крепким сном, в печи догорал огонь. Сидящий возле печки олонхосут улыбнулся и спросил хозяина:
– Ну как вам мое олонхо? Достаточно, или я продолжу?
Тойон с трудом пришел в себя и понял, что перед ним - сильный шаман. А долгие месяцы княжеских страданий были всего лишь иллюзией, которую создал этот колдун, выдававший себя за бродягу.
Хозяин упал на колени и вымолил себе прощение, поклявшись, что изменит свое отношение к людям. По его приказу «нищего» накормили самыми изысканными яствами, какие нашлись в доме, помыли и переодели в дорогой наряд, постелили ему в гостевой спальне. Утром князь предоставил олонхосуту своего самого лучшего жеребца, да еще и денег с провизией не пожалел. Шаман поблагодарил за такой прием, попрощался с супругами и умчался по своим делам.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.