Ядерная сделка на паузе: смогут ли США заменить российскую нефть
Американская возня
Войсковая спецоперация на территории Украины уже давно вышла за пределы регионального конфликта. Степень влияния её на мировые процессы еще только предстоит оценить, но некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Прежде всего, они касаются возни американцев вокруг российской нефти. Именно этот фактор стал причиной принципиальных противоречий на мировом энергетическом рынке. И в первую очередь речь идет о ситуации вокруг ядерной сделки с Ираном. Удар дюжиной баллистических ракет по городу Эрбиль, что в Курдском автономном регионе Ирака, может еще больше перепутать все стратегические карты.
Немного о перспективах этой самой сделки по ядерной программе Исламской Республики Иран.
По предварительной договоренности администрации президента США в ближайшее время должно быть согласовано снятие санкций с республики в обмен на отказ от военной ядерной программы. В свое время эту программу затормозил Дональд Трамп, но новый президент намерен исправить недочеты предшественника. Байден не испытывает особого пиетета к Израилю, давнему и заклятому врагу Тегерана. С началом украинской кампании шансы на подписание ядерной сделки выросли многократно – Вашингтон пытается заменить нефтью из третьих стран российскую долю рынка. Но здесь начинаются сложности.
Во-первых, в коалицию, наряду с США, Китаем, Великобританией, Францией и Германией, входит также и Россия. Наша страна отвечает, помимо прочего, за утилизацию боевого ядерного потенциала Исламской Республики. Россия будет получать обогащенный до 60 % иранский уран, а в ответ поставлять вполне «мирный» желтый кек – концентрат урана в порошке. Нельзя сказать, что российские технологии здесь уникальны, но отказ от услуг Москвы может серьезно затянуть историю с подписанием.
Во-вторых, Россия сейчас под гораздо более жесткими санкциями, чем Иран, и Кремль справедливо требует разъяснений на этот счет. Непонятно, какие преференции получит Москва от выхода Ирана на мировой нефтяной рынок, если ограничения будут блокировать российскую экономическую деятельность в регионе. Политического смысла в этой операции нет никакой. Однако и влияние России на эти процессы не стоит переоценивать. Кремль может в лучшем случае затянуть подписание документа.
Битва за нефть
Шеф европейской дипломатии Боррель 11 марта заявил о приостановке переговоров с Ираном по ядерной проблеме. Среди причин в докладе не была напрямую упомянута Россия, но многие уже успели обвинить в затягивании именно Москву. На самом деле сейчас не самый подходящий момент устраивать разборки со странами, которые проявили лояльность в связи со спецоперацией на Украине. Затормаживать подписание если и стоит, то уже после победы.
Истинной причиной затягивания переговоров оказалась конфискация иранской нефти в Хьюстоне и на Багамах, которую обнаружили на греческих танкерах. Для Ирана удар оказался немаленьким – 38 млн долларов. Попробуем разобраться, зачем Соединенные Штаты в очередной раз стреляют себе в ногу, обостряя отношения с Тегераном, когда сделка столь важна.
Сразу стоит оговориться, Иран сейчас обеспокоен прагматичными проблемами, и до российской политики ему нет особого дела. Соглашение на ядерную сделку, с одной стороны, влечет за собой очевидные финансовые выгоды и снятие тяжелых санкций. С другой стороны, они могут быть в любой момент возвращены – по договору в течение 65 дней. Это значит, что если преемник Байдена вздумает запретить покупку иранской нефти, он это организует по щелчку пальцев.
В итоге у Тегерана и нормальной ядерной программы против Израиля не будет, и экспорт нефти сойдет на нет. Останется только, как и прежде, из-под полы продавать «черное золото» китайцам. Исламской Республике нужны четкие юридические гарантии неприкосновенности нефтяной отрасли. Но и здесь Тегерану не стоит обольщаться – все знают, чего стоят договоры с «коллективным Западом».
Именно поэтому руководство страны повышает ставки в переговорах с американцами. Первые моменты мы уже увидели в курдском Эрбиле – символическим ответом на арест нефти. Тегеран открыто дал понять, что способен организовать массированный удар баллистическими ракетами. А если часть из них будет снаряжена ядерными боеголовками?
Одной из причин такого обострения американо-иранских отношений стала перестраховка Тегерана на случай возврата санкционного давления. Как уже сказано выше, юридическим документам никто уже не верит, поэтому гораздо надежнее сохранить у себя центрифуги для обогащения урана – ключевых элементов любой ядерной программы оборонного значения. Тегеран намерен требовать новую редакцию ядерной сделки, где центрифуги просто выключат, а не демонтируют навсегда. Иран понастроил более 3 тыс. таких объектов и желает их сохранить на случай, если новый босс Белого дома передумает.
Тегеран на примере российской спецоперации отлично видит, какие преференции несет государству наличие ядерного оружия. Немаловажны серьезный рост мировых цен на нефть и антироссийская истерия – американцы будут, по мнению иранцев, теперь гораздо сговорчивее. Но для Вашингтона реализация нового плана сродни стратегическому провалу, поэтому иранская нефть и была арестована, читай – конфискована.
Впрочем, даже если сделку и подпишут, возможно, и без России, первые два-три года Иран не сможет заместить и части российского экспорта. Уронить цены получится, но полностью ликвидировать дефицит – нет. Только с ростом инвестиций в нефтяную отрасль и модернизацией оборудования возможна серьезная угроза российскому экспорту. Но и здесь есть подводные камни, в первую очередь для американцев.
Дело в том, что иранскую нефть не ждут на рынке не только россияне, но все страны ОПЕК+. Никому в картеле не нужен лишний поставщик дефицитного товара. У Саудовской Аравии и ОАЭ, не входящих в союз нефтедобытчиков, противоречия с Ираном гораздо принципиальнее. Тегеран уже официально объявил, что приостанавливает переговоры с Эр-Риядом в части региональной безопасности, намеченные ранее на 16 марта в Багдаде. Есть уверенность, что страны Персидского залива сделают все, чтобы договор в новой редакции (с сохранением центрифуг) не был подписан.
Саудовская Аравия уже совершила свой демарш – провела переговоры с Китаем о переходе торговли на юани. Нет, на запрет доллара арабы, как в России, пока не решились, но обозначили возможность оплаты нефти китайской валютой. А это, к слову, крупнейший покупатель углеводородов в мире. Саудиты, серьезно недовольные администрацией Байдена, даже готовы смириться с падением собственного риала в этой ситуации – шанс понизить рейтинг американской валюты выглядит гораздо заманчивее.
История с российской спецоперацией на Украине запустила немало сложнейших мировых механизмов. Одни связаны с обострением ранее воспаленных процессов, например, ядерной сделки с Ираном. Другие характеризуются явными центробежными процессами от «светоча мировой демократии» Соединенных Штатов. Акелла в последнее время стал часто промахиваться.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.