история России. новый класс кораблей – броненосцы.
XIX век был феноменальным по скорости технического развития и подарил миру огромное число всевозможных изобретений. Одним из них стал новый класс кораблей – броненосцы.
Первыми в 1859 г. навесили стальные плиты на борта своего боевого корабля французы, за ними последовали англичане, но мировую известность обрели два броненосца, построенные на противоположном берегу Атлантики. Там как раз шла гражданская война между южными и северными штатами, а боевые действия эффективно подстегивают изобретателей.
На суше более малочисленные, но лучше мотивированные армии южан раз за разом громили своих противников, но на море ситуация была прямо противоположной. Сказать, что флот северян был сильнее, значит не сказать ничего. У южан военного флота не было в принципе, чем Вашингтон активно пользовался, устроив блокаду южных портов. Это была настоящая удавка, наброшенная на горло Конфедерации, ведь все промышленные товары и оружие южане закупали в Европе, куда взамен продавали свой хлопок. Теперь, лишившись европейских поставок, южане попали в тяжелейшую ситуацию.
Однако 20 апреля 1861 г. северяне были вынуждены бежать со своей военно-морской базы в Норфолке, оставив победителям в качестве трофея новейший паровой фрегат «Мерримак». Перед отходом янки постарались сжечь корабль, но сделали это недостаточно качественно. Пожар уничтожил все выше ватерлинии, но остов уцелел, хотя и затонул.
Для северян потеря была не критичной, а южане увидели в этом свой шанс. Они решили поднять Мерримак и, поскольку восстановить его в первоначальном виде было невозможно, превратить в броненосец, неуязвимый для обычных кораблей северян.
Остов Мерримака с уцелевшей паровой машиной был поднят. На эту основу поставили каземат, собранный из сплющенных рельсов и дубового бруса. Чтобы вражеские ядра лучше рикошетили, стены сделали наклонными и обильно смазали жиром.
17 февраля 1862 г. новый корабль, переименованный в CSS Virginia, был включен в состав флота Конфедерации.
Его вооружение состояло из двух 7-дюймовых нарезных пушек на поворотных станках в носовой и кормовой оконечностях, а также двух нарезных пушек калибра 6,4 дюйма и шести 9-дюймовых гладкоствольных пушек по бортам. Вишенкой на торте был чугунный таран.
Мореходные качества получившегося "бронесарая" оказались скромными. Он был медленным, неповоротливым, весьма неустойчивым и сложным в управлении. Но южане были рады и такому кораблю, тем более что совершать дальние походы ему не нужно было. Его задачей было отогнать врага от своих портов.
8 марта 1862 г. броненосец под командованием капитана Фрэнка Бьюкенена вышел в Чесапикский залив, где располагалась эскадра северян, главной ударной силой которых были 50-пушечный фрегат «Конгресс» и 24-пушечный шлюп «Камберленд», сопровождаемые двумя десятками вспомогательных судов.
Северяне не сплоховали и встретили дымящее чудовище ядрами, однако экс-Мерримак безболезненно выдержал все попадания и, подойдя вплотную к «Камберленду», дал залп в упор, после чего в духе древнеримских триер пошел на таран, проломив борт шлюпа.
В результате «Камберленд» практически мгновенно отправился на дно. С собой он унес и таран, который отломился от броненосца. Однако, даже оставшись без тарана, южане хотели драться и новой целью выбрали «Конгресс», который расстреляли до состояния голландского сыра.
Еще три корабля северян, фрегат «Святой Лаврентий» и корветы «Роанок» и «Миннесота», уходя из-под огня броненосца, сели на мель. Бой был выигран вчистую. Броненосец, потеряв таран и повредив стволы двух пушек, уничтожил два боевых корабля противника и разогнал остальные.
«Вирджиния» триумфально вернулась в Норфолк, и южанам стало казаться, что беда миновала. Еще пара таких сражений - и блокада завершится, но не тут-то было.
Благодаря газетчикам о работах на бывшем Мерримаке знала вся страна. Не исключая северян. Как только стало известно, что у южан будет броненосец, высокие чины в Вашингтоне решили, что они себе построят не хуже.
В качестве конструктора северного чудо-оружия был выбран шведский эмигрант Джон Эрикссон, предложивший создание принципиально нового корабля, конструкция которого не имела аналогов в мире. Заказчик поставил два условия: корабль должен был быть сильнее «Вирджинии» и войти в строй одновременно с ней.
Эриксон воспользовался этим заказом, чтобы создать принципиально новый корабль, причем данное при закладке имя – Монитор стало обозначать целый класс судов.
52-метровый корпус «Монитора» был выполнен целиком из железа. Борта возвышались над водой на 60 сантиметров. Палуба представляла собой гладкую площадку, в центре которой возвышалась вращающаяся башня с двумя мощнейшими 11-дюймовыми пушками. Над палубой возвышалась небольшая боевая рубка и дымовые трубы, которые во время боя предполагалось снимать.
Монитор не успел к бою в Чесапикском заливе на несколько часов. Зато когда 9 марта «Вирджиния» вышла в море, чтобы добить сидевшую на мели «Миннесоту», «Монитор» уже ждал врага на месте.
Тут начался эпичный бой двух броненосцев, первый в мировой истории. Несколько часов корабли расстреливали друг друга, но в тот день ни одному ядру не удалось пробить чужую броню. Поняв, что артиллерия бесполезна, капитаны попытались идти на таран. Первым атаковал «Монитор», но Вирджиния смогла уклониться, пропустив врага мимо. Затем роли поменялись, уже южане таранили врага. Останься на экс-Мерримаке носовой таран, эта атака решила бы исход боя, но тарана не было. После удара корпус Монитора ушел под воду и, как поплавок, выскользнул из-под врага.
Эпичное побоище стальных гигантов продолжалось целый день, и хотя тяжелых повреждений никто не получил, оба корабля были сильно потрепаны. У Монитора в нескольких местах треснул корпус и была разбита командирская башня, у «Вирджинии» были сорваны несколько бронелистов и началась течь. Экипажи были вымотаны до предела, а многие моряки получили контузии от непрерывного грохота. Командир «Монитора» принял решение отступить. «Виржиния» преследовать отходящего врага не стала и вернулась в порт.
Так завершилось первое в мировой истории сражение броненосцев. Формально эта схватка была победой южан, т. к. именно северяне первыми отступили, но в стратегическом плане это был проигрыш, блокада с порта не была снята.
11 апреля отремонтированная «Вирджиния» снова вышла в море, надеясь прорвать блокаду. На этот раз броненосец отправился в бой в сопровождении нескольких судов с абордажными командами, которые должны были высадиться на борт «Монитора» и вывести его из строя.
Во время этого выхода южанам удалось захватить несколько транспортов противника, но «Монитор» на бой не явился. Выяснить, кто из броненосцев сильнее, в честном бою не удалось. Вскоре армия северян подошла к Норфолку, и 11 мая 1862 г. собственный экипаж затопил «Вирджинию», чтобы она не досталась врагу.
«Монитор» ненадолго пережил своего соперника. В декабре того же года он попал в шторм и затонул, унеся с собой на дно 16 членов команды.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.