В 1623 г. енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов отправил своего дальнего родственника Андрея Ануфриевича Дубенского на юг, чтобы тот нашел подходящее место для нового острога. Казаки выбрали мыс у места впадения реки Кача в Енисей. Через пять лет Андрей Дубенский с 303 казаками основал здесь Красноярский острог. На этом исторические факты заканчиваются, а дальше начинается легенда, согласно которой Андрей Дубенский во время разведки 1623 г. верхом на лошади выехал на берег и бросил на землю шашку, папаху и нагайку, сказав, что на этом месте построят город. Далее в легенде имеется два разных варианта: Дубенский отправился осматривать местность, оставив лошадь пастись, по-другому – казаки, отплывая обратно, оставили лошадь на берегу в качестве своеобразного жертвоприношения.
В июне 2006 г. на набережной Енисея рядом с вантовым мостом появилась скульптурная композиция «Лошадь белая». Её открытие было приурочено к очередному празднованию Дня города. Композиция состоит из скульптуры лошади на постаменте и гранитных валунов. На одном из них имеется табличка с надписью «Упокоила войницу мать сыра-земля – Сибирь гордая, неподатлива». Эти слова посвящены казакам – основателям Красноярска.
Автор произведения Евгений Пащенко серьезно подошел к работе: скульптура выполнена в натуральную величину и воспроизводит лошадь среднерусской породы. Для защиты от вандалов в качестве материала выбрали кованое железо. Каждая часть лошади ковалась отдельно, а потом сваривалась с другими. Масса собранной воедино скульптуры составляет около полутоны. Горожане давно привыкли к этой композиции. Кому-то она нравится, а кому – нет. Дело вкуса. Однако я хочу поговорить не о художественных достоинствах памятника, а о легенде, которая связана с этим памятником.
Правда это или вымысел? Начнем разбор с изучения мелких деталей. У Дубенского не было шашки и папахи. Привычные нам сейчас казачьи атрибуты появились в XIX в. Шашка, оружие кавказских горцев, принята на вооружение русской армии во время кавказской войны (в 1834 г. была утверждена шашка азиатского образца). В XVII в. казаки использовали сабли – совершенно иной тип холодного оружия. Центр тяжести шашки ближе к острию, а у сабли – к рукояти. Шашкой рубят от плеча, а саблей фехтуют, вращая кистью руки. Саблю носят лезвием вниз, а шашку – лезвием вверх. Что же касается папахи, то она официально стала головным убором казаков в 1855 г. и также была позаимствована у горцев Северного Кавказа. Дубенский же был русским служивым дворянином из центральной России. И вряд ли мог использовать эти характерные для Кавказа предметы. Поэтому основатель нашего города никак не мог бросить на землю ни шашки, ни папахи.
А как быть с лошадью? Лошади также стали основным средством передвижения в Сибири гораздо позже. Русские первопроходцы по сибирским рекам путешествовали на стругах и дощаниках. При необходимости эти небольшие суда могли перевозить лошадей. Однако в легенде мы видим логическую нестыковку. Зачем было брать с собой лошадь, если Дубенский отправился осматривать местность пешком? Тем более глупо выглядит версия легенды о своеобразном жертвоприношении: оставлении на берегу лошади при возвращении казаков в Енисейск. Лошади стоили недёшево, тем более в Сибири, где их в те годы не хватало. К тому же казаки были людьми практичными, прижимистыми. Да и православная церковь подобные дела осуждает.
Таким образом, мы видим, что история с лошадью — всего лишь легенда, не имеющая под собой исторической основы. Историю её возникновения вряд ли можно установить. Скорее всего, она появилась уже в 90-е — в начале 2000-х годов и является результатом фантазии журналистов. Порой бывает достаточно один раз опубликовать байку, чтобы её подхватили другие издания.
Как бы то ни было, легенда о белой лошади — всего лишь безобидная история. Она не искажает исторические факты об основании Красноярска, а служит дополнительной иллюстрацией, позволяя людям представить «в подробностях» момент высадки «отцов-основателей» нашего города.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.