3 октября 1942 г. главным инженером ВВС КА
А.И.Репиным был утвержден Акт о государственных испытаниях двухместного
варианта штурмовика Ил-2.
В августе 1942 г. появилась идея
простой переделки одноместного Ила в двухместный, которую очень
интенсивно пропагандировали два офицера 6-й Воздушной армии:
подполковник И.В.Дельнов - командир 243 ШЛД и главный инженер этой армии
В.И.Кобликов. Предложенная ими модернизация состояла в
прорезании отверстия на месте бывшего «входа» в багажник и установке в
нем погона с пулеметом ШКАС 7,62 мм. который обслуживался стрелком. Оба
основных автора этого решения руководствовались прежде всего желанием
дать самолету хоть какую-то возможность отразить атаку истребителей
сзади, а не обеспечением зашиты стрелка и взаимодействия экипажа.
Поэтому-то второй член экипажа не имел ни фонаря, ни броневой зашиты
сзади, ни связи с пилотом.
Однако необходимость в заднем
стрелке была так велика, что часть офицеров 6 ВА прилагала большие
усилия для продвижения этого проекта, уже воплощенного в жизнь в 11-ой
армии и некоторых других частях на том участке фронта. (Переделанные
таким способом (в мастерских) двухместные самолеты появились уже
значительно раньше. Первые упоминания о переделке на подмосковных
аэродромах багажника в место для стрелка относятся к началу 1942 г.
Вероятно именно эти работы послужили источником вдохновения для летчиков
243 ШАД из 6ВА). В результате 7-8 сентября один из модифицированных
Илов был представлен компетентным офицерам из штаба ВВС на центральном
аэродроме им. Фрунзе в Москве. Самолет осмотрел целый ряд специалистов
во главе с заместителем начальника ВВС Красной армии по инженерным
вопросам Л.К.Рекиным, заместителем наркома авиационной промышленности по
опытному строительству А.С.Яковлевым (создателем истребителей Як) и
конструктором самолета Ильюшиным.
В письме к командиру 6-й ВА,
генералу Федору Полынину начальник управления опытного строительства ВВС
Красной Армии писал: «Очень высоко оценили инициативу 243 ШАД в области
устройства места стрелка и считаем возможным оснастить самолеты Ил-2,
находящиеся в войсках, такой установкой. Конструкторскому бюро тов.
Ильюшина поставлено задание - учесть опыт вашей дивизии и разработать
более совершенную заднюю кабину». На полях следует заметить, что летом
1942 г. в той же самой дивизии, по инициативе тех же летчиков, на Илах
пробовали устанавливать стрелковые турели с СБ-2. Правдоподобно так же и
то, что эти разработки послужили базой для последующих работ Ильюшина.
Конструкторское
бюро Ильюшина очень быстро разработало очередную модификацию и в том же
месяце был облетан прототип построенного на заводе двухместного Ила.
Этот самолет отличался от своего предшественника очень незначительно.
Попросту за оконечностью топливного бака №3 была устроена примитивная
кабина стрелка, которая имела частично застекленный не бронированный
фонарь, соединенный с фонарем пилота. В отличии от заднего топливного
бака кабина стрелка вообще не была защищена каким-либо образом. Однако
для обеспечения ему хотя бы хорошего настроения, в фюзеляже за его
кабиной устанавливалась бронеплита толщиной 6 мм защищавшая только его
... ноги. В ходе серийного производства где-то в середине 1943 г. была
изменена система бронирования передней части кабины. На месте задней
бронеплиты на наклонном бронировании в его верхней части, была
установлена вертикальная плита полностью отделяющая стрелка от бака. Как
и прежде сама кабина стрелка оставалась незащищенной.
Для
зашиты хвоста «черной смерти» был предназначен 12,7 мм пулемет УБТ с
боезапасом в 200 патронов, но из-за того что значительный добавочный вес
(боезапас весил около 100 кг. а сам пулемет 21.5 кг) значительно
ухудшил пилотажные свойства, запас патронов существенно уменьшили - до
150 штук (сэкономив таким образом около 25 кг). Принимая во внимание
скорострельность этого оружия - 1050 выстрелов в минуту - такого запаса
патронов хватало только на ... 8,5 с залпа! Это позволяло давать только
2-3 очереди по атакующим истребителям противника.
Кроме
переделки района кабины были так же выполнены еще различные модернизации
относительно одноместной машины: например изменена топливная система
(Однако весьма вероятно, что это изменение было введено позднее)
благодаря чему каждый самолет заправлялся не за 25 минут, как до этого, а
только за 8 минут.
С целью обеспечения модификации самолетов,
техническая документация на оборудование нового места стрелка была
разослана в ремонтные подразделения всех воздушных армий, где с октября
приступили к работам по модернизации, руководствуясь заводской
документацией или используя сходные решения. Серийное производство
первых двухместных «летающих танков» было начато в октябре 1942 года
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.