Гордость машиностроения Белоруссии – БелАЗ – останавливается
Склады переполнены готовой продукцией
Новый год начался неудачно для белорусской экономики – вслед за нефтяной проблемой потянулись другие. Уже объявлено о том, что 25 января останавливается конвейер БелАЗа, гордости белорусского автопрома. Пока только на один день, а там видно будет.
«В связи с низким покупательским спросом на рынках СНГ и дальнего зарубежья на автотехнику ОАО «БелАЗ», а также с целью более рационального использования финансовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов объявить 25 января Днём простоя», – говорится в решении гендиректора П.А. Пархомчик, которое опубликовал Telegram-канал NEXTA.
С каждым месяцем предприятию всё проблематичнее находить рынки сбыта для своей продукции, а склады уже переполнены. К тому же накопились долги по выплатам в Фонд национального развития, которые предприятие не может заплатить вот уже два месяца. В ноябре прошлого года производство упало почти вдвое – на 43,7%. Судя по всему, падение будет продолжаться.
Экономист предприятия Александр Ярошук объясняет это тем, что хуже стали покупать самосвалы и в дальнем, и в ближнем зарубежье, и в России, чей рынок был главным – в Россию «уходило» две трети всех произведённых БелАЗов.
«Это был единственный рынок, на который у нас целые четверть века была надежда», – говорит Ярошук.
И дело не в политике и не в провале интеграции в Союзное государство – всё чаще во всех странах колёсный транспорт заменяется конвейерным на разработке глубоких горизонтов, где и используют самосвалы-гиганты.
Напомним, каждый третий карьерный самосвал в мире – это БелАЗ.
В конце прошлого года упал и экспорт знаменитых белорусских тракторов, предприятию «Гомсельмаш» также не хватило денег, чтобы расплатиться с долгами. Пятый год с убытками работает и МАЗ. Директоров всех этих предприятий уже отправили в отставку, спасёт ли это производство – вопрос риторический.
«Те предприятия, которые за двадцать лет ничего не сделали, чтобы ввести современный менеджмент, привлечь международное финансирование, современную систему отчётности, хорошие кадры для управления, столкнутся с большими проблемами. Даже если там поменять всех директоров на всех министров – принципиально ничего не изменится», – прокомментировал ситуацию на этих предприятиях директор Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук в интервью интернет-изданию UDF.by. Правда, как спасут зарубежные кредиты предприятие, остро нуждающееся в рынках сбыта, он не уточняет. Зато полон надежд на спасительную «руку рынка» и уверен в том, что если БелАЗ «отделить от государства» (проще говоря, продать), а также снять с него социальную нагрузку, то дела пойдут. Похоже, сам эксперт застрял в прошлом, примерно в 90-х.
По мнению главы аналитического центра «Стратегия» экономиста Леонида Заико, проблема белорусской экономики в том, что все годы независимости Беларусь «пировала на нефтяной и газовой трубе», ничего не делая.
«Многие экономисты, в том числе и я, говорили белорусским властям: не сидите на чужих трудах, развивайте собственную экономику. Развивайте новые производства. А здесь сидят: нефти чуть-чуть слили из российских труб и радуются. Труба стоит на месте – а мир развивается. И Россия тоже идёт своим путём. Кто будет считаться с какими-то местными царьками, которые сидят у других на шее?» – не сомневается эксперт.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Была такая компания, как Кодак, а тепер про неё мало кто слышит. Сейчас выигрывают гибкие компании, гибкие предприятия, чувствующие, куда дует ветер. Имя и заслуги теперь не помогают. Нокиа тоже была лидером мобильников и правительство было адекватное, но увы, нокиа проиграла конкуренцию из-за медлительности и неумения думать на 10-20 лет. Президент не может думать за каждого директора предприятия. Маленькие страны в мире транснациональных компаний, поглощающих всё, в нелёгком положении. А Лукашенко много сделал для Белоруссии, но он не может вечно тянуть её. Нужны молодые и энергичные руководители, чувствующие новые веяния жизни.
Лукашенко в ПЕРВУЮ очередь думает не о самой стране Белоруссии, а собственной выгоде своего клана.Умный руководитель смотрит на годы вперёд,а не живёт сиюминутной выгодой. У Лукашенко и вначале его президентства не было далшьновидности,а только ежеминутная выгода от отношений с Россией.Строить экономику своей страны за счёт другой страны - глупо.Вот оно и вылилось в то ,что происходит сейчас. А ума признать свою глупость - нет.Амбиции и жадность зашкаливают. Белоруссия хорошапя страна и при умном руководстве,когда руководитель с умом распоряжается тем,что есть в наличии, а не тем,что кто-то что-то даст - будет нормально развиваться.Лукашенко - пройденный этап Белоруссии.Жаль,что сейчас он тянет свою страну в пропасть.К тому же без России Белоруссии точно не потянуть.Нацики всё похерят в угоду госдепу.