Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной
живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII
века в подмосковном селе Федоскино.
Производство изделий из
папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в
купленном им сельце Данилкове (входящее в состав Федоскина) козырёчное
производство.
Несколькими годами позже Коробов
побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию
изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в
то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда
раскрашенными и покрытыми лаком.
Во второй четверти XIX века
табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать
живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической
живописной манере.
После смерти П. И. Коробова фабрика
непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П.
Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским
купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти
лет.
Расцвет производства приходится на вторую половину XIX
века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени
называют "лукутинскими".
Мастера работали на фабрике по найму,
многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и
Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в
Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин,
А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.
Излюбленными
мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время
сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской
крестьянской жизни.
Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки,
украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских
и западноевропейских художников.
Федоскинская лаковая
миниатюра» исполняется масляными красками в последовательно три-четыре
слоя. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент
из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому
лаку)
Виртуозное владение техникой письма, яркость красок,
умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали
произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России,
но и в Европе.
Ассортимент изделий фабрики был очень
разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру
коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца
и др.
В 1904 году, спустя два года после смерти Лукутина, фабрика была закрыта.
Часть
мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно
большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от
Федоскина.
В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея.
В
1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент
артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему
качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили
аналогичные изделия вишняковской мастерской.
Уже в 1913 году
изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской
выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.
Большую
творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам
известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи.
В
1945 году при артели была создана экспериментальная мастерская, научное
и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной
промышленности.
Были возрождены утраченные способы декорировки
изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по
перламутру и др.
Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок.
Однако
принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи,
ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х
годов.
Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры.
Большой
вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П.
Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и
др.
Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.
В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.
В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.