Примечательны слова Сталина, касающиеся немецкого T-III:
«Нам крайне важно иметь чертежи этого
танка
или хотя бы толковое описание его. И, разумеется, основные
тактико-технические данные: вес, проходимость, мощность двигателя, тип
горючего, толщину и качество брони, вооружение… Мы не имеем права
отставать от капиталистических стран, в танках особенно. Будущая война –
война моторов».
Поручение Сталина даже перевыполнили и, по
словам историка Владимира Васильева, даже доставили настоящий немецкий
танк на полигон в Кубинку. Машину обстреляли, испытали вооружение и
вынесли вердикт, что броня относительно слабая, а пушка хорошая. По
другим данным, осенью 1940 года 45-мм пушкой обстреляли 32-мм
цементированную броню T-III и оказалось, что её прочность на уровне
советской брони толщиной 42-44 мм. Результаты изучения немецкой техники
стали одними из причин установки на Т-34 именно 76-мм пушки, а не 45-мм
орудия. Вообще, весь опыт общения с немецкой броней в довоенной период
(тем более в годы войны) заставлял неизменно увеличивать калибр главного
танкового орудия.
В 1940 году К. Ворошилову доложил о некоторых
удачных инженерных решениях немцев в T-III. Среди плюсов, в частности,
выделили эвакуационный люк, командирскую башенку, способ размещения
радиостанции, систему охлаждения бензинового «Майбаха», конструкцию КПП и
топливную систему мотора. Многие немецкие достоинства не перешли на
отечественную бронетехнику, но ряд авторов выделяют следующие
заимствования: конструкция внутренних запоров люков, крупнозвенчатые
траки, исполнение сидений (теперь танкисты с них не соскальзывали), а
также разработка электромеханического привода поворота башни. Во многом
это было реализовано на не самом распространенном отечественном легком
танке Т-50. Немецкий подогреватель топлива и масла «Эльтрон» стал в
будущем одним из объектов заимствований при модернизации танкового
мотора В-2 и его модификаций. Наконец, Т-34 также мог быть доработан с
учетом итогов испытаний немецкой машины. Планировали установить
торсионную подвеску, планетарную трансмиссию, командирскую башенку и
нарастить бронезащиту башни с лобовым листом корпуса до 60 мм. Если бы
Гитлер напал на СССР на пару лет позже, то, вполне возможно, встретился
бы совсем с другими Т-34. В 1941 году планировали выпустить не менее
2800 танков в таком усовершенствованном исполнении. Безусловно, с учетом
чрезмерной требовательности руководства к танкостроителям план в срок
выполнить не удалось бы. Но даже часть из этого огромного количества
стала бы серьезным аргументом на поле боя.
В обширном портфолио советской военно-технической разведки, помимо немецких бронетанковых активов, были наработки по
авиационной индустрии, имеющей для страны критическое значение. Важнейшим полем деятельности здесь стали Соединенные Штаты Америки.
Крылья США
В
связи с развитием отечественной военной авиации нельзя не упомянуть про
тесные экономические отношения СССР с Соединенными Штатами. До поры до
времени все шло достаточно успешно, и американская сторона в обмен на
валюту охотно делилась своими наработками. Американский исследователь
Килмаркс описывает особенности соответствующей советской внешней
политики в области авиастроения (выдержка из книги А. С. Степанова
«Развитие советской авиации в предвоенный период»):
«Цели
СССР были более откровенны, чем его метолы. Отслеживая прогресс в
области аэронавтики и пользуясь выгодами коммерческой деятельности и
слабыми стандартами секретности на Западе, русские стремились получить
передовое оборудование, проекты и технологии на выборочной основе. Упор
был сделан на законное приобретение самолетов, двигателей (в том числе с
турбокомпрессорами), винтов, навигационного оборудования и вооружения;
спецификацией и эксплуатационных данных; информации и методов
проектирования; производства, испытаний; оборудования и инструментов;
шаблонов и матриц; полуфабрикатов и дефицитного нормированного сырья.
Были получены некоторые лицензии на производство некоторых современных
военных самолетов и двигателей в СССР. В то же самое время на Западе в
лучших технических институтах получали образование некоторые советские
ученые и инженеры. Методы Советов включали также создание за рубежом
торговых миссий, назначение инспекторов и стажеров на иностранные заводы
и заключение контрактов на услуги иностранных инженеров, техников и
консультантов на советских заводах».
Однако в связи с
осуждением США советско-финской войны на несколько лет сотрудничество
было фактически заморожено. И на первый план вышла техническая разведка.
Так называемое вашингтонское Бюро технической информации с начала 1939
года занималось поиском информации об технических новшествах в
американской промышленности. Естественно, на нелегальной основе. В поле
интересов были технологии получения высокооктанового авиационного
бензина (с этим были в СССР серьезные проблемы) и объемы поставок
оборонной продукции в Великобританию и Францию. Еще до организации Бюро и
американского финского «морального эмбарго» на техническое
сотрудничество с СССР работники закупочных миссий практиковали вербовку
инженеров-разработчиков на предприятиях США. Так, в 1935 году Станислав
Шумовский в ходе большой поездки по авиазаводам (вместе с Андреем
Туполевым) завербовал инженера Джоунза Орика Йорка. Зарождение
сотрудничества состоялось в калифорнийском городке Эль-Сегундо и
продолжалось до 1943 года. Шумовский в Соединенных Штатах оказался не
случайно. В Массачусетском технологическом институте он получили степень
магистра аэронавтики, после этого работал в торговом представительстве,
а во время войны уже на родине занимался с лендлизовской техникой.
После 1945 года Шумовский занимал важные посты в структуре высшего
технического образования СССР. На его примере очень хорошо
просматривается не только история заимствований, но и линия формирования
интеллектуальной элиты Советского Союза, получившей образование за
океаном. И Шумовский далеко не единственный пример.
В состав
резидентуры включались офицеры с высшим военно-техническим образованием.
Одним из таких был сотрудник Amtorg Trading Corporation (компания,
занятая экспортом/импортом между США и СССР) капитан Родин, выпускник
Военно-воздушной академии и офицер разведуправления. В последствии
капитан возглавил отдел авиации в компании Amtorg. К 1941 году в
Соединенных Штатах работала самая крупная резидентура, занимающаяся
научно-техническим шпионажем (18 человек). В то же время в Германии
аналогичной работой было занято 13 разведчиков.
В книге «Развитие советской авиации в предвоенный период» историк
Алексей Степанов приводит материалы одного из отчетов относительно
разведывательной деятельности Amtorg. Дата отчета — 13 апреля 1940 года.
В Совет Народных комиссаров были отправлены документы, содержащие
монтажные чертежи авиамоторов Allison (модели 1710 и 3140) и Wright
2600-В, а также отдельные сборочные чертежи Curtiss-Wright. Весь
материал специалистам Главного управления авиационного снабжения
показался ценным (хотя кое-где чертежи были низкого качества), а чертежи
Allison даже рекомендовали отправить в КБ рыбинского завода №26 для
использования в проектировании авиамоторов.
Позже от разведки
стали поступать обширные печатные материалы, которые в США, очевидно,
подлежали ограниченному использованию. Так, 21 апреля 1940 пришли 11
статей инженеров Wright объемом в 59 страниц, на которых описывались
принципы работы авиамоторов (в частности, система наддува, питания и
смазки). Перед самым началом Великой Отечественной войны из США
приходила информация о разработке одним из подразделений Ford Company
механизированных турелей для пулеметов с прицелами, способными учитывать
относительную угловую скорость цели.
Успешность нелегального
взаимодействия с инженерами Соединенных Штатов побудила руководство
Советского Союза создать в 1940 году авиатехнические бюро в Германии и
Италии. Если бы не замораживание контактов в связи с войной с
Финляндией, советскому авиапрому не пришлось бы закупать оборудование и
технологии в Германии. Но это немного другая история.