На безграничных просторах России загадочных мест и мест, которые снискали мистическую славу, хватает. Однако эта трасса, построенная силами заключенных, считается наиболее опасной. И дело не только в призраках, которых здесь частенько наблюдают.
История строительства трассы
Как утверждает И.Д. Батсаев, автор труда «Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в периоды массовых политических репрессий, 1932-1953.
Дальстрой», всего за предвоенные годы на Колыме руками заключенных Севвостлага было построено 3 100 километров автодорог, в том числе 900 километров классного типа с гравийной отсыпкой и 2 200 километров облегченных и зимников.
Не стала исключением и ныне федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» протяженностью 2 032 километра, связывающая Якутск и Магадан. Дорога начинается в поселке Нижний Бестях и проходит через населенные пункты Чурапча, Ытык-Кюель, Хандыга, Хандыга, Усть-Нера, Артык.
Прокладку Колымского тракта, который стал своеобразным символом использования труда заключенных, начали еще в 1932 году. Работа шла ударными темпами, в основном с использованием только ручного инструмента.
Поэтому неудивительно, что для строительства дороги были необходимы прежде всего человеческие ресурсы. В 1933 году на работах было занято 11 тысяч человек.
В следующем году эта цифра увеличилась до 19 тысяч, что составляло 40% из числа всех работников Дальстроя (государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы). В 1935 году был сдан в эксплуатацию участок дороги от Магадана до поселка Атка (208 километров).
Опасное дорожное кладбище
Постепенно дошло до того, что на строительстве Колымского тракта ежедневно трудилось около 170 тысяч заключенных. Благодаря этому к 1937 году было готово 536 километров трассы.
Тяжелая работа, которая предполагала строительство дороги на сложных мерзлото-болотистых участках в долинах рек, а также на горных хребтах и каменных плато, не прекращалась даже в лютые морозы. Неудивительно, что многие заключенные погибли.
Точное число погибших неизвестно. Чаще всего говорят о сотнях тысяч человек — у товарищей покойных не было сил копать для них могилы, поэтому трупы складывали прямо под дорожным полотном.
Так что недаром Колымскую трассу называют еще и «Дорогой на костях». Однако те, кто не склонен к мистике, боятся здесь вовсе не мертвецов. Во-первых, дорога проходит в местности со специфическим ландшафтом. Во-вторых, эта федеральная трасса является одной из немногих трасс в Российской Федерации, где асфальтовое покрытие присутствует лишь на отдельных отрезках.
Если твердое покрытие может какое-то время простоять без тщательного ухода, то на гравийной и грунтовой дорогах тут же появляются дефекты. Недаром еще Александр Солженицын в сборнике своих воспоминаний «Поживши в ГУЛАГе» так писал о Колымском тракте: «На дорогу это мало похоже, это действительно трасса».
Легенды Колымского тракта
Тем не менее тот же Александр Солженицын отмечал широкую проезжую часть, отличное песчано-щебеночное покрытие, напоминающее асфальт, и разметку на дороге. Согласно свидетельствам современных водителей, Колымский тракт до сих пор находится в относительно нормальном состоянии.
Пожалуй, легенды о мертвецах беспокоят многих путешественников куда больше, чем покрытие. Так, Сергей Кожушко на страницах своей книги «Неизвестное Зауралье: легенды и были, загадки и тайны» упоминает о призраках, которые время от времени беспокоят путников.
Одним из таких призраков, не нашедших покоя, был призрак старика-заключенного, который так и не смог отыскать своего сына, тоже осужденного. Худую фигуру старика часто наблюдали в 1950-1970-х годах в районе Таттинского улуса.
Привидения можно увидеть и в районе Чертовых ворот — так называют отрезок Колымского тракта в том же Таттинском улусе, который проходит между двумя нависшими зубчатыми скалами.
Сразу после того, как этот участок трассы был сдан в эксплуатацию, здесь регулярно начали происходить дорожно-транспортные происшествия. Старожилы говорят, что все дело в призраках, которые частенько перебегают дорогу в этом месте.
Рассказывают, что они выглядят как полупрозрачные или белесые фигуры людей. Некоторые видят вдоль трассы светящиеся черепа и слышат зловещий хохот.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Под полотно дороги вряд ли клали. Потом пустоты будут и осаждение грунта. Там были валы в 100-20 м. от дороги. Вот это и есть захоронения погибших. Точно такие же есть вдоль всего Канала им. Москвы. Скрытые сейчас растительностью. От Мневников до Дубны. Так, что народ зачастую гуляет, ловит рыбу или жарит шашлыки рядом с братскими могилами зеков.
Всем известны захоронения, которые делали чекисты. От Донского монастыря и Измайлова до Коммунарки и речки Сетунь. Где ограниченно хоронили зеков, строящих МГУ.
"Время от времени некоторые журналисты выступают в печати с «сенсационными» материалами, что Москву в послевоенные годы строили заключенные и военнопленные. Однако в полной мере это не подтверждается документами. Когда было решено отказаться от сооружения Дворца Советов, коллектив строителей его Управления перешел на возведение жилых и специальных зданий типа Института органической химии, новых зданий ЦК ВКП(б) и т.п. Подрядчиком называют Министерство внутренних дел, курируемое Л.П.Берией, самым могущественным из наркомов. В Москву были направлены эшелоны строительных материалов и рабочей силы. Вот что по этому поводу говорит авторитетный источник – «История Москвы» (1997): «Предложение всесильного наркома сулило немалую выгоду, но горком партии все-таки настоял перед ЦК, чтобы на строительство домов в городе заключенных не привлекали. Архивы говорят лишь об использовании военнопленных немцев на строительстве домов в центре, в том числе и на улице Горького (ныне Тверская), чтобы люди смотрели на работу «завоевателей». Заключенные для этих целей в Москву не завозились. «Зона» была на строительстве университета, да и то лишь на установке фундамента и работах «нулевого цикла». Через некоторое время по требованию МГК ВКП(б) от услуг МВД отказались и здесь». Об этом помнят профессора университета, участвовавшие в работе различных комиссий (например только по оборудованию их работало 36), академик Е.М.Сергеев в своих воспоминаниях также подтверждает этот факт, и говорит что довольно скоро все заключенные были отозваны." http://letopis.msu.ru/content/udarnaya-stroyka