Некоторые исследователи утверждают, что дохристианский период в нашей стране был временем плотских утех, когда добрачные связи не возбранялись и девушкам, и юношам. В качестве примера такой разнузданности отдельные историки приводят языческие игрища, описания которых остались в некоторых документальных свидетельствах. Но так ли было на самом деле?
Общинный уклад жизни, сформировавшийся в России с самых древних времен, сам по себе не способствовал разврату. Когда каждая отдельная семья является частью небольшого социума – деревни, где все друг друга знают, – очень важно мнение окружающих. От этого зависит не только статус человека в патриархальном обществе, но и достаток - запятнанная репутация мешает вести совместные дела с соседями.
В эпоху Древней Руси была повсеместно принята коллективная ответственность членов семьи друг за друга. Например, за злодеяния конкретного разбойника приходилось также отвечать его жене и детям. И хотя добрачные половые связи по взаимному согласию никогда не являлись уголовным преступлением, тень общественного порицания ложилась на всех домочадцев любодея.
Многочисленные документы, свидетельствующие о разврате, творившемся в русских деревнях в дохристианские времена, были написаны в более позднюю эпоху церковниками, чтобы отвратить население от языческих верований, сохранявшихся в обиходе жителей России. В этих текстах, носивших значительный идеологический подтекст, праздники и обряды, не имеющие отношения к христианству, отображались как апофеоз разнузданности.
Например, почитаемую в народе ночь на Ивана Купалу церковники называли «сатанинскими плясками и плесканием в воде». Разумеется, такие свидетельства, вышедшие из-под пера религиозных деятелей, не могут быть признаны исторически объективными. Никто не утверждает, что все жители Древней Руси хранили девственность до брака. Но и считать, что язычество повсеместно побуждало жен и девиц к участию в вакханалиях, нельзя.
Вполне возможно, что крестьяне, не отягощенные христианским понятием греха, могли обходиться без ханжеского порицания добрачных связей. Но это не означает, что они поощряли девушек и юношей к разврату.
С приходом на Русь христианства девственность, и прежде высоко ценимая людьми, была возведена в разряд культа. С этого времени начинается жесткое осуждение обществом добрачных связей. Поскольку все телесное было признано греховным, отдельные богословы считали женщину большим злом, чем сам дьявол, а влечение к ней было объявлено недостойным, нечистым.
Брак был оправдан лишь необходимостью продолжения рода, все остальное считалось противоестественным. В этой связи интересен исторический документ ХII века, так называемое «Вопрошание Кириково». В нем монах Кирик Новгородец обращается с различными житейскими вопросами к архиепископу Нифонту. Сурово осуждая добрачные связи, представитель духовенства все же разрешил причащать на Пасху холостых мужчин, если они согрешили с незамужними женщинами. Отношения с «мужними женами» сурово порицались, так как предполагали склонение христианки к супружеской измене.
В целом отношение к представителям мужского пола, не удержавшимся от соблазна, в обществе было более снисходительным, чем к девушкам. Такой же позиции придерживались и церковные иерархи.
Потеря девушкой невинности до брака была позором не только для нее самой, но и для родителей. Общественное осуждение могло проявиться в виде вымазанных дегтем ворот, насильно отрезанной косы, насмешек и оскорблений. Такую девушку не сватали.
Хотя это лишь одна сторона медали. В регионах, удаленных от центра и не находящихся под жестким диктатом церковников, например, в Сибири, никогда не было таких жестких устоев. Порой между религиозными предписаниями и повседневной житейской мудростью пролегала пропасть. И дети, рожденные вне брака, не отторгались обществом.
Примечательно, что в Древней Руси социальное и имущественное положение женщины было более высоким, чем в последующие века. Например, «Изборник» 1076 года – свод нравоучений того времени – не содержит рекомендаций бить жену. Хоть в этом историческом документе и утверждается, что злая жена – поборница греха, все же читателю-мужчине дается лишь один совет: не идти на поводу у такой супруги, в то время как добрую жену рекомендовано беречь и дорожить ею.
А вот свод правил XVI века, известный как «Домострой», устанавливает гораздо более жесткие отношения в семье. К тому же христианство запрещало интимную жизнь супругам во время постов, а также по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, поскольку эти дни должны быть посвящены духовному благочестию.
Что касается разводов, то принятый в XII веке «Устав Ярослава», например, предполагает расторжение брака лишь по вине женщины. Если мужчина лишь подозревал свою супругу в неверности, он мог с ней развестись. В более поздние времена, когда христианство окончательно утвердилось по всей стране, разводы практически попали под запрет. Хотя они не исчезли как явление. Церковь не могла контролировать все, а житейский здравый смысл часто брал верх над установками священников.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.