Для начала следует обозначить объектом статьи – дезинформацию. Речь пойдет не о заведомо ложных данных, а о процессе распространения таковых. Более точно будет назвать этот процесс дезинформированием.
Ради чего
Дезинформирование
– способ манипуляции, заключающейся в снабжении заведомо ложной,
неполной, либо устаревшей информацией, в результате чего объект
дезинформирования принимает решение в интересах манипулятора. Причем
результатом подобного воздействия на оппонента иногда может быть
отсутствие вообще каких-либо действий, либо затрата на анализ информации
значительных ресурсов, что нанесет ущерб дезинформированным.
Таким
образом, более уязвимыми являются именно объекты, имеющими серьёзные
аналитические возможности. Обмануть соседа в неверности жены – это одно.
Заставить предприятие потратить значительные ресурсы на разработку
продукции, заведомо проигрышной на рынке – совсем другое.
Государственные
и силовые структуры, корпорации, соцсети, производственные предприятия,
торговые сети – вот и объекты, и манипуляторы.
Причем в
выигрышной позиции всегда находится именно инициатор дезинформирования. А
объект вынужден продираться через огромные объемы информации (которая
тоже может оказаться ложной), чтобы избежать последствий манипуляции. А
цепочка «мы знаем, что они знают, что…» может приводить к
непредсказуемым результатам.
В частных случаях целью
дезинформирования может служить формирование общественного мнения или
дискредитация, как одного лица, так и группы лиц (в самых больших
масштабах – целой страны или нации), а также выявление источника утечки
информации.
Источниками распространения могут быть: вбросы,
сливы, конфиденциальное и открытое предоставление дезинформации. Каждый
из источников применим как ко всем объектам, так и с разной степенью
эффективности к определённому из них. При возможности вводить в
заблуждение объект сразу из нескольких источников – результат возрастает
на порядок.
Приведем пример успешного дезинформирования.
Операция «Мясной фарш»
В
1943 году во время Второй мировой войны силы союзников планировали
проведение десантной операции в Средиземном море против сил Оси. У
Германии было достаточно возможностей противостоять удару, однако для
этого требовалось сконцентрировать силы для отпора вторжения. Решение о
месте дислокации нескольких танковых
дивизий было принято в результате «случайности» – благодаря найденным
документам с грифом «лично и совершенно секретно», в которых содержались
планы союзников.
Документы нашлись в чемоданчике, пристегнутом
наручниками к трупу, вынесенному к побережью… Испании! У погибшего,
одетого в форму королевской морской пехоты, обнаружились документы на
имя Уильяма Мартина.
Для поддержания легенды была размещена
заметка о гибели некого У. Мартина в результате авиакатастрофы. А МИД
Британии обратилось в МИД Испании с просьбой вернуть тело погибшего
офицера.
В результате высшее германское командование посчитало,
что целью вторжения станет Греция, Сардиния и Корсика. Тогда как высадка
произошла с другой стороны Апеннинского полуострова – на Сицилии.
Нужно ли говорить, что вся эта операция была не более чем дезинформацией под кодовым наименованием «Мясной фарш»?
И как сложно распознать подобные «многоходовочки» (труп с документами там, заметка тут, официальное обращение)?
Вывод
В
современную информационную эру провести подобную операцию, с одной
стороны, проще. С другой стороны, ангажированность источников информации
заставляет дезинформаторов прибегать ко все более извращенным способам.
Не стать жертвой дезинформации можно, лишь применив все аналитические и разведывательные мощности на предупреждение оной.
Ну и критическое мышление у простых обывателей воспитывать.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.