... на котором Кир Великий (Иранский царь из династии Ахеменидов) повелел
выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также
перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в
1879 году и поступил в Британский музей.
Цилиндр
получил широкую известность после того, как последний шах Ирана в 1960-е
годы провозгласил нанесённый на него текст первой в истории декларацией
прав человека: Кир высказывается за отмену рабства и за свободу
вероисповедания. Шах пообещал строить свою политику в соответствии с
заветами основателя персидской государственности.
довольно
пространном предисловии манифеста живописуются «безобразия» вавилонского
царя Набонида и обиды, которые он причинил богу Мардуку, храму Эсагиле и
Вавилону. Когда терпение бога Мардука иссякло, он отыскал Кира, царя
Аншана, вручил ему власть над народами и, наконец, вверил его заботам
Вавилон, народ которого встречал его с великой радостью как избавителя
от нечестивого царя Набонида. В конце манифеста помещена молитва к
вавилонским богам о ниспослании благополучия Киру и его сыну и
наследнику Камбису. В этом обрамлении помещён собственно текст
манифеста, написанный от лица Кира.
Он открывается полной
титулатурой Кира, составленной на вавилонский лад: «Я — Кир, царь
множеств, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и
Аккада, царь четырёх стран света, сын Камбиса, царя великого, царя
Аншана, потомок Теиспа, царя великого, царя Аншана, вечное царственное
семя, правление которого любят боги Бэл и Набу, владычество которого
приятно для их сердечной радости». Затем в «Манифесте» от лица Кира
говорится, как его многочисленные войска мирно вступили в Вавилон. После
этого следует перечисление мероприятий, осуществлённых Киром, которые
полностью подтверждаются другими источниками.
Кир в «Манифесте»
говорил: «От [……] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Метурну, до
пределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были
основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их
места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их
селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов
перенёс в Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я
благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца».
Осуществление
этой меры, имевшей первостепенное значение для судеб создаваемой им
Персидской империи, Кир начал тотчас же после завоевания Вавилона. «С
кислиму по аддару-месяц (с 25 ноября 539 по 23 марта 538 года до н. э.)
боги страны Аккад, которых Набонид свёз в Вавилон, вернулись в свои
резиденции», — сообщает вавилонская хроника. Этот шаг вызвал всеобщее
одобрение вавилонян. Он символизировал возврат к миру и привычному
порядку.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.