Что такое аутстаффинг — и почему он сейчас нужен многим компаниям
Что такое аутстаффинг — и почему он сейчас нужен многим компаниям
За рубежом явление аутстаффинга (от англ. outstaffing — вывод персонала за штат) давно получило широкую популярность. Многие компании на Западе, в том числе самые крупные, отдают предпочтение этой схеме взаимодействия с персоналом. В нашей стране аутстаффинг только набирает обороты, и отношение к подобному способу управления кадрами до сих пор весьма неоднозначное. Пора разбить некоторые мифы.
В чём суть
Смысл аутстаффинга прост: компания (как правило, крупная), желая сосредоточиться на основном бизнесе и не отвлекаться на разные HR-проблемы, заключает договор с организацией-посредником, предоставляющей ей штат сотрудников. Последняя юридически является их работодателем, и решает все вопросы, связанные с подбором, зарплатой и оформлением подчиненных. Она также ведёт всю документацию (бухгалтерскую и кадровую).
При этом сотрудники полноценно работают в фирме заказчика, но числятся в штате компании-провайдера. В основном к аутстаффингу прибегают компании, численность персонала которых не менее 100 человек (с Rubrain работают и такие гиганты как Mail.ru, «Яндекс» и МТС). Также услуга популярна среди западных стартапов, желающих без лишних проволочек получить нужных им для развития специфических экспертов, которых трудно найти другим способом. Чаще всего за штат там выводятся:
секретари;
дизайнеры;
переводчики;
маркетологи;
IT-специалисты.
Посредник берёт на себя функции выплаты заработной платы, уплаты налогов, исполнения трудового законодательства (прием на работу, больничный, увольнение и так далее). В то же время всё свое рабочее время сотрудники занимаются проектами для компании-заказчика. Персонал также находится под непосредственным управлением её менеджеров, в чём одно из главных отличий такой услуги от аутсорса.
Люди работают точно так же, как полноценные сотрудники, состоящие в штате. Они выполняют свои привычные обязанности, зачастую даже в офисе компании-клиента. Но без лишних юридических сложностей и без риска издержек. Если сотрудник не подошёл — аутстаффер просто бесплатно его меняет, так что не приходится никого увольнять.
Юридическая сторона
Отношения между аутстаффером и фирмой-заказчиком, которой нужны сотрудники, оформляются через договор о предоставлении персонала.
Все условия, на которых принимается сотрудник, исходят от заказчика. Он устанавливает их заработную плату, назначает суммы возможных премий и компенсаций. Задачей аутстаффера является поиск хороших кадров, которые могли бы постоянно быть у него наготове для решения разных потребностей клиентов.
Для сотрудников ведётся кадровый и бухгалтерский учёт, строго в рамках российского законодательства. Между фирмой-аутстаффером и каждым сотрудником заключается трудовой договор. Он может быть срочным (только на время действия договора о предоставлении персонала заказчику) или бессрочным — если специалист очень ценный, и предполагается, что он постоянно будет обеспечен работой.
Налоги
Аутстаффинг — это не схема ухода от налогов, а абсолютно легальный механизм оптимизации расходов компании. Налоги на сотрудников по факту платит тот, кому и положено: организация, в которой трудоустроен сотрудник (то есть, провайдер-аутстаффер). Сумма налогов просто включается в расходы, которая несет компания-заказчик, заключая договор с провайдером.
В России известны случаи, когда налоговые органы предъявляли претензию о фиктивности сделки между компанией-заказчиком и провайдером. Чаще всего это происходит по одной и той же причине: сторонами договора являются взаимосвязанные, аффилированные лица. Которые, например, имеют общих учредителей. Или обслуживаются в одном банке и зарегистрированы по похожему адресу. В таком случае, действительно, появляется повод задуматься, не является ли это схемой для снижения налогов на основную компанию.
Чтобы подобных претензий не возникало, заказчику нужно заключать договор только с опытной и проверенной организацией, которая предоставляет услуги не только ему одному, а широкому кругу различных компаний.
Сегодня, в условиях кризиса, особенно важно быть начеку. Многие компании сейчас пытаются выживать путем привлечения клиентов по аутстаффингу или лизингу персонала. При этом они не имеют достаточного опыта, юридической поддержки и знаний российского законодательства в сфере кадрового делопроизводства. Всё это может привести к довольно неприятным для заказчика последствиям.
Плюсы
Аутстаффинг для простого специалиста означает, что компания нанимает его вне своего официального штата. То есть, он будет выполнять все свои обязанности в компании, работником которой он де-юре не является. Плюсов здесь не так много. Положительный момент разве что в том, что надежный провайдер услуг аутстаффинга является дополнительным гарантом соблюдения всех правил и условий ТК. Для такого провайдера эта услуга — весь бизнес, и своей репутацией он дорожит.
Но главные преимущества идут, конечно, для предприятия-заказчика. Аутстаффинг помогает ему оптимизировать свою деятельность. В том числе:
Увеличить расходы, отображаемые в бухгалтерском балансе (и как следствие — снизить налоги наприбыль).
Снизить затраты на обслуживание штатных сотрудников. На канцелярию, оборудование, программное обеспечение, расходные материалы. Особенно снижаются затраты в бухгалтерии и отделе по персоналу, которые теряют часть своих функций. В нашей практике — небольшие компании часто полностью избавляются от HR. У аутстаффера всё равно достаточно широкий штат, чтобы удовлетворить любые потребности, если они возникнут.
Обеспечить гибкость в управлении персоналом. Количество рабочей силы соответствует реальному объему работы. Сотрудники не простаивают, если они не загружены. При этом сохраняется и возможность быстрого расширения, особенно если набирается IT-отдел.
Облегчить задачу поиска ценных кадров. У аутстафферов обычно такие уже есть, они ими дорожат. Rubrain, например, специализируется на программистах-сеньорах и топовых IT-специалистах с большой базой знаний. На свободном рынке труда таких экспертов просто не найти, а если есть потребность в конкретном списке навыков, можно ждать месяцы. Аутстафф позволяет решить задачу привлечения специалиста за несколько дней.
Снизить административную и финансовую нагрузки на компанию при сохранении непосредственного руководства сотрудниками.
Уменьшить риски возникновения страховых и прочих непредвиденных случаев с персоналом.
Снять с компании обязательства по трудовым спорам с сотрудниками.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Одно большое НО. Этой другой компании - аутстафферу придется оплатить не только прямые расходы на персонал, которые оплачиваешь сам, но и наценку аутстаффера. Никогда услуги компании не будут дешевле своих сотрудников. Если только использовать наравне с сотрудниками самозанятых, но их трудовой дисциплине не подчинишь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]