Для каждого, кто серьезно интересуется военной историей,
данный атрибут снаряжения всадника интересен, в частности, тем, что
именно он, выйдя за пределы своей сугубо утилитарной функции,
превратился в символ доблести, знатности, благородного положения. В
Средневековье новое достоинство посвящаемого в рыцари отмечалось не
золоченым мечом или щитом, а именно золотыми шпорами, служившими
отличительным знаком вхождения в высшее сословие.
Шпоры – придумка сугубо европейская. В случае с другим
предметом, без которого с древних времен был немыслим кавалерист,
стременами, споры об «авторском праве» на это замечательное изобретение,
обеспечившее в своё время настоящий прорыв в военном деле, идут веками.
Индия, Китай, многие другие страны утверждают, что являются родиной
стремян, приводя свои доказательства. Со шпорами же все проще: первые
образцы их были найдены в погребениях на севере Балкан. Восточные же
народы веками управлялись со своими скакунами с помощью нагайки. Кстати
говоря, и на Руси, многое перенявшей в кавалерийском деле от
соседей-кочевников, шпоры до военных реформ Петра І были не особо
распространены. Казаки и впоследствии их не жаловали… Впрочем, не будем
забегать наперед.
Самое интересное, что первые острия,
прикрепленные к задней части обуви всадника, играли роль, совершенно
противоположную той, которую выполняли впоследствии. «Пришпорить лошадь»
означало не ускорить, а затормозить ее! Объяснение данный факт имеет
предельно простое: стремян тогда еще не существовало и стоило скакуну
пуститься более быстрым ходом, как бедняга-наездник начинал буквально
болтаться у него на спине, рискуя отправиться в полет с крайне
неприятными для себя последствиями. Соответственно, болтались и его
лишенные упора ноги, нанося животному весьма чувствительные уколы в
бока, заставлявшие остановиться или хотя бы сбавить скорость.
Кельты,
древние германцы, иберийцы – все народы, для которых езда верхом была
нормой, как и включение всадников в состав своих войск, пользовались
этим изобретением достаточно активно. Первоначально оно представляло из
себя простейшие шипы, заточенные довольно остро. Привычные нам и намного
более гуманные (с точки зрения лошадей) колесиковые шпоры появились, по
оценкам исследователей, примерно в ХIII-XIV веках. Что они из себя
представляли, ясно уже из названия: вместо острия к каблуку наездника
крепилась «звездочка» с остриями (от 4 и более), с помощью которой и
происходило «вразумление» скакуна.
Самыми большими шпорами
щеголяли средневековые рыцари – воины тяжелой кавалерии. Эти
приспособления для верховой езды, носимые тогдашними всадниками, размеры
имели воистину монструозные – до 30 сантиметров, причем лучи «репейка»,
той самой «звездочки», о которой шла речь выше, были тоже в несколько
сантиметров. Дело тут было не в желании выглядеть покруче или побогаче
(рыцари носили золотые шпоры, оруженосцы – серебряные), а в том, что
меньшая величина этого приспособления попросту не давала возможности
достать до боков скакуна, упрятанных под надежные доспехи.
Колесиковые
шпоры и вправду были менее неприятны для коней – проворачиваясь, репеек
не давал остриям наносить животному значительные царапины и травмы.
Проблема заключалась в том, что при длительной езде – на марше, тем
более в бою, колесико забивалось грязью и становилось неподвижным,
начиная ранить уже всерьез. Пот, пыль, навоз попадали в образовывающиеся
ранки, и закончиться все могло скверно. Именно в силу этого
военные-кавалеристы додумались до гардкроты (дословно – «защитница от
навоза»), шпоры, которая не имела подвижного колесика, а имела просто
выступающую часть, но затупленную, без острия. Сегодня именно такие
шпоры, либо колесиковые, но с гладким репейком, начисто лишенным шипов,
используются в конном спорте.
В Российской империи ношение шпор
приобрело особенно широкий характер с ХVIII века, когда начали массово
формироваться полки регулярной кавалерии – уланские, драгунские,
кирасирские, гусарские. Примерно с того же времени обязательное ношение
этого атрибута предписывалось и многим высшим придворным чинам
Императорского двора. Невероятно было бы, если б на их ношение не
возникла мода и даже своеобразные «правила хорошего тона».
Сохранились
воспоминания петербургских офицеров того времени, утверждавших, что по
звуку шпор запросто можно было определить, кто шагает за тобой по
мостовой: жандарм, провинциальный офицер или же истинный столичный
гвардеец, чья поступь сопровождается «мягким и благородным малиновым
звоном». Имелся в «шпорном вопросе» и мастер, чьи изделия считались
непревзойденными по качеству и оттого особо престижными среди военных, –
Петр Савельев.
В Европе времена рыцарства, а в нашем Отечестве
век блистательных кавалергардов и гусар вошли в историю не только под
звон мечей, сабель и шпаг, но и под восхитительное звучание шпор
великолепных всадников, унесшихся в вечность.
Автор: Александр Харалужный
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|